Согласно данным компании GfK Ukraine, бойкот российских товаров поддержала активно молодежь в возрасте до 30 лет — среди неё количество покупателей российских товаров упало на 13%. В группе 50-59 лет таких было 6%, а среди тех, кому за 60 лет — на 3%.


 Граффити в киевском подземном переходе. Фото «Минфина»

Украинская ассоциация поставщиков торговых сетей отчиталась, что продажи российских товаров рухнули на 40%.

По данным Госстата, за январь-июнь импорт продуктов питания в Украину упал на 7%, а бытовых товаров – 25%. В частности, мяса и полуфабрикатов ввезено почти на 60% меньше, чая и кофе – на 18%, а какао и продуктов из них – на 13%.

«Украинских товаров у нас больше всего. Российских — было до 5%, сейчас 2-3%. Мы отказываемся от многих российских товаров в связи с отсутствием спроса», — отмечает Елена Разумова, представитель «Ритейл Груп» (магазины «Велика Кишеня», «Велмарт», «Альта-центр», «Экватор»).

«Продажи товаров российского производства снизились в среднем на 16% по всем нашим ритейлерам вместе», — рассказал Егор Анчишкин, компания которого занимается доставкой продуктов из супермаркетов «Новус», «Метро» и «Фуршет».


Товары в супермаркете «Билла». Фото: mysupermarket.org.ua

Многие торговые сети также активно поддержали бойкот. К примеру, в «Сильпо» и в «Ашане» возле ценника появился и флаг страны-производителя. Так украинцы без трудностей сразу же понимают, стоит ли покупать определенный товар.

По словам Елены Разумовой, часть покупателей обращают внимание на страну производителя и принципиально игнорируют российских производителей, что, конечно, сказывается на его спросе.

«Некоторые бренды пытаются мимикрировать украинское производство — регистрируют представительства, получают украинские штрих-коды. Некоторые просто меняют упаковку», — говорит Анчишкин. 

В середине августа канадская компания Unilever объявила, что прекращает поставки в Украину чая Lipton, который расфасовывается в России. Чтобы вернуть лояльность сетей и потребителей, Unilever будет поставлять в Украину чай, расфасованный в Европе.

Под удар народного гнева попали и сети АЗС. К примеру, «Лукойл» продал свою сеть автозаправок австрийской AMIC Energy из-за резкого падения продаж. Другие российские сети автозаправок, работающие в Украине, отказались отвечать на вопрос о падении продаж.

На фоне общего падения продаж бензина украинские заправщики притока клиентов не почувствовали. «Падение продаж в целом по рынку порядка 20%. У кого-то больше, у кого-то меньше», — рассказали «Минфину» в украинской сети автозаправочных комплексов.

Директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн отметил, что пока бойкот не отразился на топливных компаниях. По его словам, эффект от бойкота может почувствоваться через время.

Ольга Левкович