Воспитание детей, в том числе финансовое, — одна из главных родительских задач. Ни одно самое продвинутое учебное заведение не сможет дать ребенку то, что смогут дать родители.
Как это сделать, какие действенные методы выбрать.
Делом, а не словом. Первое, на что следует обратить внимание — это тот факт, что дети слышат до 20% того, что мы им говорим. Остальные 80% информации они впитывают, глядя на то, как ведут себя их родители в той или иной ситуации. Поэтому прежде, чем учить ребенка чему-либо — в данном случае финансовой грамотности — важно посмотреть на свое поведение со стороны.
Начать с простоты понятий. С раннего возраста нужно учить детей видеть взаимосвязь вещей, объяснять, что такое деньги, что нужно сделать, чтобы они появились в кошельке, и как их правильно тратить.
Доверие. Объясняйте детям, как правильно планировать бюджет и расставлять приоритеты, почему сейчас важно купить это, а не то, но при этом доверяйте выбору ребенка, он не должен чувствовать себя неспособным грамотно распоряжаться деньгами.
Практиковать. По мере взросления ребенка введите в его жизнь настоящие деньги. Важно брать детей с собой в магазин — объяснять, как правильно делать покупки, со временем ребенок будет делать это самостоятельно, понимая и осознавая свои действия.
Пластиковая карта. В наше время широкую популярность обрела возможность оплаты услуг посредством пластиковых карт. АО «Имэксбанк» предлагает своим клиентам возможность открытия основной карты либо дополнительной карты для ребенка к основному карточному счету родителя, (для этого требуется предоставить ряд обязательных документов, если ребенок не достиг 14-ти лет, а так же отдельный пакет документов для ребенка от 14-до 16 лет). Такая карта позволяет родителям контролировать затраты ребенка при помощи услуги смс-информирования, а так же установлением лимита на снятие денег по карте. Ребенок не может потерять деньги на пластиковой карте, их у него не отнимут и не украдут. Так что это удобно и безопасно.
Карманные деньги. Наличие у ребенка карманных денег создает для него возможность самостоятельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. Вместо постоянных просьб что-либо купить ребенок может сам выбрать предмет, время и место покупки. Ограниченность суммы вынуждает его определять приоритеты и анализировать возможные варианты расходования средств. Важно отметить, что сумма на карманные расходы определяется родителями, исходя из успеваемости в школе: чем лучше оценки, тем больше сумма. Это разовьет у ребенка вкус к деньгам и стремление зарабатывать больше, осознавая причинно-следственную связь «вложенные силы — уровень зарплаты».
Понятие «комплекс бедности». Психологический комплекс бедности в людях формируется в раннем детстве под влиянием родительской психологии. Важно объяснить ребенку, от каких мировоззренческих установок зависит его будущее финансовое положение. Объяснить, что бедные, как правило, более пассивные, зависимые, менее целеустремленные и жизнеспособные, они подчинены воле обстоятельств, и не делают никаких попыток сопротивляться, им не присуще внутреннее желание принципиально изменить свою жизнь, нет достаточного интереса к будущему. Более того, такое положение в целом для них комфортно — некомфортно сделать над собой усилие и попытаться что-либо улучшить. Ребенок должен понимать, как важно отказаться от негативных установок типа: «это дорого», «у нас нет денег», «я не печатный станок». Вместо этого привить ребенку позитивные установки, стремление жить так, как хочется, быть активным, ставить перед собой цели и добиваться их, быть организованным и уверенным в себе, своих силах и своем будущем. Ведь не важно, станет ли ваш ребенок в будущем финансистом или ученым, учителем или художником, врачом или музыкантом, главное чтобы малыш стал успешным человеком, смог найти свое истинное призвание, умел радоваться жизни и при этом был уверен в своей финансовой независимости.