Механизм реструктуризации, выписанный в принятом законопроекте, распространяется на заемщиков, чей долг на 01.01.2014 г. составляет не более 1 млн грн в эквиваленте и не имеет просрочек (либо погашен на дату реструктуризации). Конвертация в гривну проводится по официальному курсу на день проведения реструктуризации, без изменения кредитной ставки. Предметом ипотеки является единственное жилье заемщика — это важный пункт законопроекта, поскольку ограничение реструктуризации ипотечными кредитами именно на покупку единственного жилья защищает интересы действительно нуждающихся в этом клиентов, а не «амнистирует» всех валютных заемщиков.
В свою очередь полное перекладывание девальвационных потерь валютных заемщиков на банки, по мнению банкиров, вряд ли экономически оправданно и справедливо.
«Не секрет, что граждане, получавшие доходы в гривне, сознательно брали кредиты в валюте, преследуя цель сэкономить на ставке и переплате, пренебрегая при этом валютными рисками. Ведь при разнице ставок в 8-10 процентных пунктов переплата по гривневому кредиту за 10 лет превысит 100%, что с лихвой компенсирует девальвацию. Как объяснить выборочный подход тем добросовестным заемщикам, которые изначально брали и погашают кредиты в гривне? А таких большинство: гривневый кредитный портфель физлиц на 1 июня составляет 57%», — разъясняет аналитик банка «Надра».
По словам эксперта банковского рынка, для принятия законопроекта во втором чтении следует при его доработке четко выписать механизм реструктуризации именно тех кредитов, которые брались на покупку единственного жилья, а также предусмотреть для клиентов, которые испытывают финансовые затруднения, возможность уменьшения суммы ежемесячного платежа за счет увеличения срока погашения.
«При этом важно удержаться от популистских и финансово необоснованных шагов, — добавляет Татьяна Нурмухаметова. — Необходим разумный компромисс, который, с одной стороны, позволит не переплачивать добросовестным заемщикам по своим кредитным обязательствам, а с другой — удержать банковскую систему, которая последние полгода проходит серьезное испытание на прочность».