Наталья Бойченко


Бывшая крымчанка Наталья Бойченко поделилась с «Минфином» собственными наблюдениями о формирующемся новом бизнес-климате на полуострове и о том, как туда загоняют российских туристов для создания видимости полноценного курортного сезона. В заключительной части наша собеседница рассказывает, как простые крымчане восприняли политические перипетии и как все это отразилось на повседневной жизни простых людей.

 

 

 

 

Приходилось тебе пересекать границу между Крымом и Украиной? Как это сейчас происходит?

Существует достаточно серьезный пограничный контроль. Одна из причин тому — опаксение, что на территорию проникнут провокаторы. Недавно мы ехали на машине из Николаева в Крым. На пропускном пункте перед нами стояли ребята, которые разговаривали на украинском, с украинскими паспортами, на боевиков они совершенно были не похожи. На российском  КПП с ними даже не стали разговаривать. Вернули паспорта и сказали ехать обратно. То же самое может произойти и с теми, кто едет из Крыма в сторону Украины. Моего сына, которому 22 года, чуть не сняли с поезда — у него севастопольская прописка. Это было в канул 9 Мая. Ситуация на российско-украинской границе была особенно напряженной. Сейчас с правилами пересечения границы все чуть более определенно, но тем не менее, каждый раз когда кто либо из знакомых едет на материковую Украину мы созванивается и переспрашиваем: «Ну как? Все хорошо? Пропустили? Долго стояли?»


Граница между Украиной и Крымом перестала быть условной чертой на карте

А с каким паспортом крымчане пересекают обычно границу с Украиной?

У многих крымчан теперь есть два паспорта: российский и украинский. Поэтому важно, с каким именно паспортом пересекать границу в том или ином направлении. Давление идет с двух сторон, как с российской, так и с украинской. Люди постоянно находятся под прессом. Например, известны случаи когда люди с российскими паспортами и крымской пропиской пересекают российскую границу без проблем, но дальше на украинской границе их снимают с поезда наши пограничники. Объясняют, что это пропускной пункт, а не пограничная зона, а если есть нужно пересечь границу, то необходимо выезжать из Крыма через Керченский пролив, а затем въехать в Украину, например, через Луганскую область. Еще одна из аргументаций отказа во въезде на территорию Украины — в российском паспорте крымчан указано место регистрации Крымская область. Понятно, что формально такой области не существует, а значит согласно законам Украины, такой паспорт вообще не является документом.

Я лично дважды пересекала КПП Крым-Украина по украинскому паспорту и никаких сложностей не возникло. Для меня, крымчанки с украинским паспортом, все проблемы могут начаться с 1 января 2015, после окончания переходного периода в Крыму на российском КПП. Поэтому мне необходимо будет до этого времени либо оформить вид на жительства, либо покинуть Крым навсегда.

Почему одни люди остаются в Крыму, а другие принимают решение уехать?

Это очень индивидуально. Не все зависит от гражданской позиции, поймите. Часть людей просто уезжает. Другие, как я, пытаются сначала закончить свои дела, потом уехать навсегда. Помню свой разговор с одной женщиной из Балаклавы. У нее есть родственники, которые живут в России. Но также есть родственники проживающие в Украине. Они все зовут ее жить к себе. Живя в Крыму, она ощущала себя украинкой. Почему? Сложно сказать. Один аргумент: «Я родилась в Крыму и он уже был частью Украины. Другого я не знала». А познакомились мы с ней в очереди в ФМС. Мы обе писали отказ от российского гражданства. Она грустно рассказывала о своих детях. Один живет с ней. Другой — похоронен на балаклавском кладбище. До сих пор помню этот вопрос, на который не найти ответ: «Как уехать? Я могу забрать одного сына, но я не могу оставить могилу другого. Что мне делать?». Она сделал свой выбор: остаться в Крыму, но не принимать гражданство РФ. Многие просто в силу жизненных обстоятельств вынуждены остаться в Крыму. И эти люди часто просто вынуждены брать российский  паспорт.


Крымская мифология: радужные представления людей о будущей жизни в России сформировала агрессивная пропаганда

Чего ожидали крымчане после присоединения полуострова к России?

Крым в этом смысле очень неоднороден. Когда референдум стал реальностью, у людей были очень разные чувства: от ненависти у одних до ликования у других. Этот референдум сильно разделил людей на всех уровнях. До него мы дружили и общались друг с другом, не взирая на политические взгляды или симпатии. После 16-го марта крымчане резко разделились на пророссийских и проукраинских. У меня есть знакомые, которые в равной степени искренне любят как Украину, так и Россию. Я и теперь поддерживаю с ними отношения. Но есть и те, кто живет в своем мире, верит в возрождение Советского Союза или в возрождение великой России путем отрицания Украины. С ними сложнее найти общий язык.

Кто в Крыму ностальгирует по СССР?

В основном это люди постарше. Они ностальгируют по своей молодости и хотят туда вернуться. Есть и молодые люди, которые мечтают о возврате СССР. Дело в том, что Крым никогда не воспринимался как страна. У нас всегда был такой термин, как «моя малая родина». Мы не Украина, и мы знаем почему: мы ничего о ней не знаем, мы не понимаем украинской культуры, ее героев, символики. Не говоря уже о Правом Секторе и Майдане. Нам все это страшно и непонятно.

Почему, по-твоему, молодежь, слабо даже представляющая себе, что такое СССР, мечтает о его возрождении?

Я немного видела молодых ребят в Крыму, мечтающих об СССР. Молодеешь из разных стран, как правило, мечтает об открытых границах и широких возможностях. Все остальное, думаю, — результат пропаганды в действии. А вот люди среднего и пожилого возраста, с моей точки зрения, не просто хотят вернуться в Россию как в СССР. Они видят возврат к стране, где можно получить статус «потребителя социальных льгот». Я помню, как в советское время многие озадачивались, где получить стипендию, тринадцатую зарплату, материальную помощь… Что для этого необходимо сделать? Всегда витало в воздухе, что даже по сравнению с Россией, Украина — страна ограниченных социальных ресурсов. Я и раньше часто слышала нарекания, что нет в Крыму нормальных государственных стандартов качества социальных услуг. Теперь все чаще слышны упования на российскую систему социальной помощи. Мне кажется в этом и заключается привлекательность идеи возврата в СССР. Есть большое умное государство, которое решит все проблемы, все объяснит и даже все за человека решит. Мое мнение, что желание возврата в СССР, скорее всего, свидетельствует о невозможности или нежелании многих граждан нашей страны вынести свою несамостоятельность перед вызовами современного мира.


События на Майдане превратили невоспритятие Украины жителями Крыма в настоящую украинофобскую истерию

Но были ведь в Крыму и те, кто симпатизировал событиям в Киеве, поддерживал Майдан и его движения? Некоторые приезжали, чтобы оказать практическую поддержку.

Да, такие люди были и есть в Крыму. Эти люди этнические украинцы, русские или крымские татары. Это не имеет значения, кто конкретно. Все они имеют общую национальную идентичность.

В таком случае, можно ли предположить, что в Крыму на сегодня основные споры происходят между людьми с украинской национальной идентичностью и русской?

Боюсь, что не совсем так. Для большого количества людей, проживающих здесь, Украина не понятна. Но и Россия тоже. Многие никогда даже там не бывали. Поэтому в Крыму от людей можно часто услышать такое самоопределение: «я — крымчанин». Это значит, что человек является частью своей «малородины». Я бы не стала говорить, что у таких людей есть какая-то национальная или этническая самоидентификация. Скорее, речь идет о локальной идентичности. Не всегда можно понять, кто такой «крымчанин», и чем он отличается от других людей — украинцев, крымских татар или русских.  Внятно объяснить это мало кто может. Люди, которые родились на полуострове, постоянно повторяют: «здесь есть крымские татары, есть украинцы, есть русские, но Крым — это не Украина». Украинцы и не заметили, что Крым не воспринимает образ украиноязычного парня с трембитой. А периодические напоминания о Бандере по телеканалам из Киева крымчан просто пугали. Правда, не могу сказать, что все русское сейчас воспринимается с беспечной легкостью.

У крымчан были какие-то конкретные ожидания от референдума?

Очевидно, что какая то часть жителей Крыма вообще в нем не участвовали. Им было очевидно, что закон не дает возможности выбрать свободу от Украины таким способом. Но большинство людей все же видели перспективу в новой реальности. Они не отдавали себе отчета в том, что на самом деле придет в их жизнь после единожды сделанного выбора. Если вы видели видео с митинга против коррупции, который прошел 28-го апреля, то там была шикарная фраза, адресованная полицейскому из Москвы: «Севастополь — русский город! Не российский! Он всегда был, есть и будет именно «русским». А будет ли он российским — большой вопрос!». Это многое говорит о восприятии самих крымчан.


«Русский» и «российский» для крымчан не одно и то же

Ты говорила, что Россия у людей старшего поколения сейчас ассоциируется с социальными благами Советского Союза…

Моя знакомая, горячо поддержавшая воссоединение с Россией, именно на все это и рассчитывала. Например, у нее ребенок родился с врожденным пороком сердца. Пришла российская власть и забрала этого ребенка в Санкт-Петербург. Женщина поехала следом и все расспрашивала: «Как и кому оплатить лечение?». А ей ответили: «Все лечение — за российские деньги». И моя знакомая рада: «Вот это счастье! Вот это страна!» И такие случаи действительно есть. Каждый такой случай обрастает радостными слухами и ликованием. Они становятся основой для непрекращающейся эйфории по поводу «счастливого избавления от  бед» и вхождения в новую счастливую жизнь.

Насколько, с точки зрения психологии, может хватить этого запала эйфории?

Думаю, ненадолго. И поймет это каждый, когда не избирательная, а вся реальность затронет каждого лично. В отношении будущего Крыма родилось очень много мифов. Есть некий восторг этими образами, я бы сказала, даже очарование. Но за очарованием всегда следует разочарование. Но все проходит. Надеюсь, преодолев все сложности и беды крымчане смогут все же выстоять, возможно, став несколько старше и рассудительнее.

Беседовала Ольга Левкович