Несмотря на запреты и ограничения Национального банка, на валютном рынке все еще осуществляются спекулятивные операции. Санкции НБУ, которые он применяет к нарушителям, неэффективны из-за коррупции в судах — пишут «Комментарии».

За последние два месяца НБУ лишил лицензий на проведение валютных операций два финансовых учреждения, которые были уличены в спекулятивных сделках.

«Это довольно жесткая санкция. Ведь она означает, что фактически банк не может осуществлять никаких иных операций за исключением своих основных услуг: привлечения вкладов в гривне и банковских металлах, открытия и ведения счетов, а также размещения привлеченных средств. Банк не может осуществлять валютно-обменные операции, вести счета клиентов в валюте и нерезидентов в гривне, иметь корреспондентские счета в валюте, привлекать средства или торговать ими на валютном украинском и международном рынках. Однако эта мера не подействовала — спустя несколько дней после применения санкций лицензии банков были восстановлены по решению судов. В НБУ это объясняют исключительно неправомерными действиями законников», — говорится в публикации.

Такая судебная практика вынудила НБУ отказаться от такой крайней меры как лишение валютных лицензий. Вместо этого финансистов будут наказывать за валютные операции даже на незначительные суммы «по искусственно завышенному курсу, который не соответствует текущим рыночным ожиданиям». Об этом НБУ официально предупредил в своем письме, которое было разослано банкам. Таким образом регулятор пытается ограничить действия банков, которые приводят к искусственному колебанию валютного курса и дестабилизации рынка.

«Все соглашения идут по рыночному курсу, а одну операцию ставят по максимальному. Например, рынок торгуется по 12 грн./$, а мелкую сделку на $3 тыс. ставят по 12,5 грн. Это делается специально, чтобы повысить курс на теневом рынке», — цитирует издание бывшего главу НБУ Степана Кубива, который раскрывает тонкости валютных манипуляций.

Банкиры, в свою очередь, возлагают всю ответственность на Национальный банк: он плохо проработал юридическую сторону борьбы с сомнительными операциями на валютном рынке.

«Вообще-то для банков спекуляции — это нормальная хозяйственная деятельность, так как они изначально привлекают деньги на депозиты по одной цене, а выдают их в виде кредитов по другой, — парирует Сергей Маноха, первый заместитель председателя правления Укрсоцбанка, —Нацбанк сам виноват — в его постановлениях нигде не написаны четкие критерии спекуляций. Не понятно, что является «существенным отклонением курса» — на 0,5% или на 2%? И кто должен определить, какая именно цифра существенна?»