Законопроект предусматривает освобождение налогоплательщиков от финансовой, административной и криминальной ответственности за нарушения, допущенные до 1 января 2014 года. Сумму заниженных налоговых обязательств по налогу на прибыль и НДС предлагается компенсировать только на 15%, оставшиеся 85% будут считаться погашенными. Такая «акция» будет действовать 60 дней со дня вступления в силу данного закона.
Юрист налоговой практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Евгений Васьковский оценивает эту инициативу правительства в целом как позитивную.
«Страны Европейского союза регулярно объявляют налоговые амнистии различных моделей, как правило, это одноразовая легализация неуплаченных налогов или нелегально находящихся на банковских счетах средств, за исключением средств полученных преступным путём, а также гарантии полного или частичного освобождения от ответственности за фактические налоговые нарушения», — рассказывает Евгений Васьковский.
Юрист подчеркивает, что как показывает опыт, в тех странах, где были применены такие меры, поступления в бюджет увеличивались.
«Как пример, можно привести применение налоговой амнистии в Португалии в 2013 году, в ходе которой лица, уклонявшиеся от уплаты налогов, могли до конца 2013 года, оплатить непогашенные суммы налогов и таким образом избежать применения к ним штрафных санкций. В результате применения налоговой амнистии доходы государственного бюджета Португалии увеличились на 1,25 миллиарда Евро», — говорит юрист налоговой практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Евгений Васьковский.
Кроме того, налогоплательщики, которые пользовались так называемыми «налоговыми ямами», получат легальную возможность заявить о занижении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость за периоды до 1 января 2014 года, оплатить только 15% от заявленных налоговых обязательств и при этом освобождаются от любой ответственности за деяния, которые они уточнили.
«Уточнённые периоды, которые будут проверены органами Миндоходов, не подлежат последующим проверкам. То есть это возможность легализировать не совсем законные деяния, совершённые в прошлом и при этом не понести больших финансовых потерь, не говоря уже об освобождении, в определённых случаях, от уголовного преследования», - объясняет Евгений Васьковский.
Однако данный законопроект имеет и негативные моменты. Прежде всего, сжатые сроки, предусмотренные законопроектом, для достижения налогового компромисса и, предположительно, немалое количество субъектов хозяйственной деятельности, заинтересованных в его применении, могут привести к необоснованному несогласованию заявленных в уточняющем расчёте сумм и незаконному увеличению налоговых обязательств плательщиков налогов.
Также в законопроекте указано, что уточнение плательщиком налоговых обязательств путем предоставления уточняющего расчета не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.
«При этом, ни для кого не является секретом, что налоговыми органами, в случае неподачи контрагентами уточняющего расчёта своих налоговых обязательств, будут проведены проверки на соблюдение ими налогового законодательства и приняты соответствующие уведомления-решения. То есть данный законопроект запускает эффект домино, при котором подача уточняющего расчёта одним субъектом хозяйственной деятельности вынуждает подавать уточняющие расчёты его контрагентами по всей цепочке совершения операции. А, в случае неподачи, их ожидают налоговые проверки и соответствующие налоговые уведомления-решения», — объясняет юрист налоговой практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Евгений Васьковский.