Предлагаемый законопроект очень содержательный и предполагает структурное реформирование уголовной системы Украины и приведение ее в соответствие с международными стандартами и нормами европейской практики. Целями этого документа являются гуманизация уголовного судебного процесса и ликвидация коллизий и пробелов, которые содержатся в уголовном законодательстве.
Следует обратить внимание, что законопроект направлен на приведение законодательства Украины в соответствие с практикой Европейского суда по правам человека с учетом практики стран Западной и Восточной Европы.
Согласно пояснительной записке, обновленное этим законопроектом уголовное законодательство создаст эффективную систему противодействия правонарушениям, расширит права и свободы людей, которые привлекаются к ответственности, и повысит доверие общества к государству.
«Из новелл законопроекта неоспоримо следует отметить способ определения размера штрафа. Так, размер штрафной ставки при определении штрафа как наказания за проступок, преступление небольшой и средней тяжести будет составлять 1/30 размера минимальной заработной платы, установленного законом о государственном бюджете Украины на соответствующий год», — рассказывает адвокат уголовной практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов.
По словам адвоката, законопроект расширит возможности применения более мягких, альтернативных лишению свободы наказаний в виде общественных и исправительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
«Например, исправительные работы, которые, по сути, являются штрафом с отсрочкой его выплаты, применять к лицам, имеющим стабильный заработок, — до 3 лет с отчислением в пользу государства до 30% заработка», — приводит пример Егор Штокалов.
С целью усиления правовой защиты всех физических лиц, независимо от гражданства, в тексте Уголовного кодекса слово «гражданин (граждане)» во всех склонениях заменено словами «человек» или «физическое лицо». Данные изменения позволяют реализовать принцип национального равенства (национального режима) по отношению к иностранцам, лиц без гражданства и беженцев.
«Не менее важной новеллой законопроекта является дополнение №2 к Уголовному кодексу Украины, которое содержит 70 терминов, имеющих большое значение для применения законов об уголовной ответственности. Применен подход, подобный тому, который имеет место в ст.3 Уголовно процессуального кодекса Украины. В частности, специальные главы или отдельные статьи всех кодексов и других законов», — подчеркивает адвокат уголовной практики Юридической компании «Алексеев, Боярчуков и партнеры» Егор Штокалов.
Например, предложено дать следующие определения таким терминам:
Общественный порядок — состояние общественных отношений, которые обеспечивают благоприятные условия для общественно полезной деятельности, отдыха и быта людей.
Заведомо — признак, который указывает на то, что лицам, которые совершают уголовные правонарушения, известны юридически значимые обстоятельства, предусмотренные этим кодексом.
Небрежность — неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей путем недобросовестного отношения к ним.
Обман — сообщение заведомо ложных сведений или сокрытие определенных сведений, уведомление о которых имеет существенное значение для поведения другого лица.
И напоследок, законопроектом предлагается определить перечень уголовных проступков.
«Определение такого перечня позволит значительно разгрузить судебную и пенитенциарную системы за счет изменения вида наказания за легкие преступления и преступления небольшой тяжести — штраф, общественные работы и др. Кроме того, в соответствии с положениями уголовно процессуального законодательства процедура расследования и судебного разбирательства в уголовных проступках значительно упрощена и сокращена», — говорит Егор Штокалов.
Оценивая целесообразность и своевременность подачи данного законопроекта, адвокат считает, что сейчас Украина не сможет полноценно реализовать предложенные изменения, в том числе из-за политической ситуации в стране. Кроме того, парламентарии будут заняты лоббированием своих интересов и интересов определенных групп, и вероятность принятия упомянутого законопроекта крайне мала. Скорее всего, его вернут на доработку в комитеты, где он, к сожалению, еще долго будет «дорабатываться»...