Что будут оценивать
Обычно оценка начинается с факторов, связанных с рынком, на котором работает компания. В частности, дается описание рынка, конкретизация его географии, объемов и тенденций роста, анализируется спрос и его соотношение с предложением. Очень важно чётко сформулировать и хорошо понимать преимущества вашего бизнеса и его барьер входа на рынок. Поэтому при оценке бизнеса учитывается не только сама компания, но и её основные конкуренты вместе с занимаемыми ими долями рынка.
Далее следует оценка рыночной доли, на которую влияет не только объем продаж и доля занятого рынка на данный момент, но и предполагаемые объемы компании в будущем. Это значит, что оценке бизнеса участвует предполагаемая скорость захвата рынка. По мнению Михаила Умникова, управляющего партнера инвестиционной компании Elliott Capital, уверенность внушают те компании, которые занимают двукратную долю рынка по сравнению с конкурентами, так что это тоже нужно учесть.
Второй подход — это внутренний анализ, который, в свою очередь, бывает двух видов: традиционный и на основе BSC. В традиционный внутренний анализ обычно входит оценка имущества, оборотного и собственного капитала, производственных показателей финансового состояния бизнеса, его методов и обстоятельств, а оценка на основе BSC обычно предполагает использование сбалансированной системы показателей.
В некоторых случаях возможно также проведение доходного, сравнительного, затратного анализа или же анализа на основе концепции экономической прибыли. Фактически, помимо анализа бизнеса, принято задавать еще и ряд вопросов, на которые нужно быть готовым ответить, предоставив соответствующие данные буквально помесячно за определенный период. Обычно эти вопросы касаются:
- структуры и динамики клиентской базы;
- среднего срока жизни клиента;
- среднего, максимального и минимального чека;
- среднего срока авансирования, если это применимо к данному бизнесу;
- структуры выручки по услугам и клиентам;
- структуры расходов;
- основных конкурентов и предполагаемого объема и доли рынка.
- управление компанией становится более эффективным, инвестиционные решения — более обоснованными;
- бизнес-планирование проводится на основании четких показателей деятельности компании;
- становится понятной кредитоспособность компании;
- налогообложение компании становится проще и понятнее и пр.
Управление стоимостью компании обязательно предполагает эффективное стратегическое планирование, которое включает в себя не только определение целей и будущих продуктов, но и формализацию этих целей, построение стратегий.
Для эффективного управления стоимостью бизнеса нужно внимательно подойти к оптимизации размещения ресурсов между структурными разделениями и проектами, улучшить позиции в слияниях и стратегических альянсах и убедиться в устойчивости компании относительно недружественных поглощений. На стоимости компании также благотворно сказывается рост потоков свободных денежных средств. Чтобы его обеспечить, придется разработать стратегию увеличения стоимости и использовать возможности финансового и организационного реструктурирования. А если удовлетворить все требования инвесторов по доходности, можно будет повысить привлекательность компании для будущих зарубежных инвесторов, чье отношение к украинским компаниям, по словам Брэдли Вэллса, аналитика по корпоративному управлению Concorde Capital, все еще довольно скептическое.
Читайте также: