По его словам, на сегодня кредитный портфель Укравтодора составляет около 37 миллиардов гривен. Большая его часть — это вполне доброкачественные кредиты МФО, привлеченные на выгодных многолетних условиях, другая — средне и краткосрочные кредиты украинских банков, привлеченные на разных условиях, в том числе и неприемлемых, а также ценные бумаги, которые были размещены в закрытом режиме под высокие проценты.
«Такого рода заимствования мы планируем подвергнуть реструктуризации за счет погашения облигаций, возврата средств и выпуска нового размещения под низкий процент. Ведь сегодня максимальная ставка достигает 16,3%, а это очень дорого для финансовых ресурсов, привлекаемых под государственные гарантии», — подчеркнул А.Малин.
Он добавил, что на текущий и следующий год приходится пик долговой нагрузки, ведь кроме самих кредитов, которые надо возвращать поэтапно, есть еще и обязательства по их обслуживанию, а также совокупная задолженность Укравтодора перед подрядными организациями за работы, которые выполнены в прошлые годы — их объем по разным оценкам составляет от 3 до 4 млрд грн.
«Выбраться из „долговой ямы“ мы можем только путем реструктуризации отечественной части кредитного портфеля, а также за счет выделения средств Специального фонда Государственного бюджета исключительно на финансирование дорожной отрасли», — подчеркнул он.
Председатель пояснил, что остаток спецфонда после выполнения всех кредитных обязательств и является тем объемом средств, направляемым на эксплуатационное содержание, ремонт, реконструкцию и строительство украинских дорог.
А учитывая то, что за последние 2 года недопоступления в спецфонд по оценкам экспертов колеблется от 4 до 7 млрд гривен, объемы финансирования отрасли таковы, что средств не хватает на выполнение даже текущего ремонта.
По его прогнозам, в ближайшие полтора года единственным источником финансирования капитального ремонта и реконструкции существующих автомобильных дорог, а также строительства новых — будут только международные финансовые организации.
«Мы уже провели переговоры о дальнейшем сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком. Впереди — подобные встречи с представителями Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития», — отметил Председатель.
Он добавил, что средства, предусмотренные госбюджетом, будут направляться исключительно на текущий ремонт, эксплуатационное содержание, а в отдельных случаях — проведение неотложных работ на стратегически значимых объектах, состояние которых признано аварийным, среди которых мосты, международные пропускные пункты.
В перспективе же полноценное формирование спецфонда за счет средств от акцизного сбора за импортируемые или произведенные на территории Украины нефтепродукты, нескольких видов пошлины и части платежей, связанных с первой регистрацией транспортных средств, которые планируется направлять исключительно на сохранение и развитие дорожной сети.
«В первую очередь средства, так называемого, Дорожного фонда будут распределяться между областями Украины по определенному пропорциональному принципу, по которому будут учтены протяженность и категорийность местных и коммунальных дорог, нуждающихся в ремонте, в каждом конкретном регионе. Остальные ресурсы будут направлены на восстановление и развитие дорог общего пользования», — подытожил А.Малин.