Тщательно оценить возможные риски
Есть множество компаний, которые десятилетиями остаются в одной отрасли, или даже специализируются на выпуске одного вида продукции. Есть и другие, которые, видя новые бизнес-возможности на соседних рынках, идут туда и начинают развивать новые направления. Это может происходить с целью сделать компанию более узнаваемой для потребителей, повысить ее финансовую устойчивость или потому, что во главе компании стоит владелец с неуемной жаждой открытий (как, например, в российской компании «Тинькофф», которая и пиво выпускает, и банки открывает).
При создании новой компании, даже если она частично будет использовать ресурсы основного предприятия (производственные мощности, персонал, бренд и т.п.), стоит заранее провести риск-оценку этого нового проекта. Далее рассмотрим наиболее вероятные и опасные риски, которым подвергаются новые бизнес-проекты, и что нужно сделать для их минимизации.
Убедиться в достаточной опытности команды
Множество бизнесменов тратят время и деньги в поисках уникальной идеи для нового бизнеса. А находя ее, отставляют в сторону все бизнес-планы и бюрократические процедуры, полагая, что гениальная идея всегда найдет путь к сердцу потребителей. И в этом главная ошибка. Пора принять тот факт, что инвесторы финансируют людей, а не идеи. Создатель новинки может быть гениален, но при этом часто он совершенно не годится в качестве руководителя нового бизнеса. Кстати, ваш лучший программист также, скорее всего, не справится с управлением нового IT-подразделения. В новом бизнесе не стоит рушить базовые правила менеджмента: каждый должен быть на своем месте.
Отрасли, исторически неблагоприятные для новых бизнесов. Только один из десяти новых бизнесов выживает, а в некоторых отраслях этот показатель и того меньше! К ним относятся: общественное питание, розничная торговля, телемаркетинг. Не так давно этот список пополнило и такое специфическое направление, как создание новыхсоциальных сетей и сайтов знакомств. Люди регистрируются на тех сайтах, где «сидят» их друзья. Как вы собираетесь переубедить их уйти на страничку, где они не знают никого? Другой пример — создание «бизнеса для души». Не так уж редко кому-то приходит мысль открыть ресторан для себя и друзей. И многие открывают. Но очень мало из этих ресторанов переживает критический трехлетний рубеж на рынке, где и профессионалам ресторанного бизнеса приходится несладко.
Правильно определить емкость рынка
Очевидно, что не стоит выходить на схлопывающийся или перенасыщенный рынок. Но даже если ваш целевой рынок далек от насыщения, лучше выходить на него с товаром, который удовлетворяет какую-либо насущную потребность, нежели будет просто приятной мелочью, которую «неплохо было бы купить» (но можно и не покупать). Но больше всего ошибок совершается при появлении большого и растущего рынка. Это усыпляет бдительность. Так, в последнее время все деловые СМИ только и говорят о возможностях китайского рынка. Да, он огромен, но разве он однороден? Даже если кажется, что рынок «проглотит все», лучше четко определить идею нового бизнес-проекта и фокусироваться на ней.
Рискованная стратегия выхода на рынок. В погоне за инновациями компании делают ошибки в формировании цены на свою продукцию, в способах ее продвижения или позиционирования новой компании на рынке. Например, многиеразработчики веб-продуктов заявляют, что они свой сервис они будут предлагать бесплатно, а зарабатывать — на доходах от рекламы. Возможно, когда-нибудь в будущем так и будет, но только при условии, что в первые годы жизни такого проекта инвестор будет готов вкладывать огромные средства в маркетинг и не ожидать прибыли. Таким образом, даже при удачной идее и хорошей команде компания рискует обанкротиться из-за слишком оптимистичных расчетов финансовых результатов.
Исключить проекты с потенциально небольшим возвратом инвестиций
Существуют такие виды бизнеса, которые по своей природе не могут превратиться в глобальные или национальные, поскольку в них заложены естественные границы роста. Например, консалтинговая компания, бренд которой строится на имени ее основателя, никогда не сможет стать огромной корпорацией — просто потому, что все клиенты будут стремиться получить консультацию у основателя или хотя бы у его ближайших последователей. А это физически невозможно. Также нужно исключить из списка потенциальных проектов традиционно-семейные предприятия (там, где основатели не хотят передавать управление наемному менеджменту) и небольшие нишевые проекты, ориентированные на ограниченное количество клиентов.
Открытие новой компании или нового направления бизнеса — нескончаемая череда рисков. Кроме уже перечисленных, новый бизнес подвергается также всем «обычным рискам» — производственным, политическим, рыночным и т.д. Предварительный риск-анализ позволяет учесть и исключить по крайней мере некоторые из них.
Читайте также: