В феврале продажи новых легковых автомобилей составили 14,3 тыс. единиц, что на 20% больше, чем за аналогичный период 2013 года, сообщили вчера в информационно-аналитической группе AUTO-Consulting. Участники авторынка утверждают, что и не надеялись на рост продаж. По словам вице-президента «ВиДи Групп» Артема Ткаченко, до последней недели февраля продажи были меньшими не только по сравнению с февралем 2013 года, но и с январем текущего года.
«Все изменилось после 20 февраля, когда гривна начала резко обесцениваться по отношению к доллару и евро. В результате эта неделя обеспечила половину продаж за месяц»,— отметил он.
Напомним, в последнюю декаду месяца — с 20 по 27 февраля — межбанковский курс доллара вырос на 26,6%, до 11,5 грн, а евро — на 25%, до 15,5 грн. Такая девальвация гривны подстегнула клиентов, которые планировали сделать покупку позже, говорит глава правления «Renault Украина» Ян Птачек. По мнению коммерческого директора «Hyundai Motor Украина» Геннадия Четверухина, в первую очередь рынок вырос за счет распродаж дистрибуторов. Компаниям нужны были оборотные средства для расчетов и растаможивания новых автомобилей, поэтому они продавали остатки, привязываясь к курсу 8-9 грн/$, рассказал господин Четверухин.
Всего в январе-феврале в Украине было реализовано 25,3 тыс. машин (+12,6%). Лидерство на рынке второй месяц подряд удерживает марка Geely. Этого удалось достичь благодаря более скромному повышению цен, чем у конкурентов, уверен директор по маркетингу группы АИС Сергей Боровик. По его словам, стоимость продаваемых компанией автомобилей возросла на 6-10%, в то время как в среднем на рынке они подорожали на 15-20%.
В ближайшие месяцы на рынке произойдет спад, уверены эксперты. Артем Ткаченко говорит, что уже в первой декаде марта активность покупателей снизилась в два раза по сравнению с февралем. На автопродажи также повлияет то, что цены на машины поднимут все без исключения операторы рынка, считает Ян Птачек.
«Февраль частично поглотил клиентов, на которых операторы рынка рассчитывали в марте и апреле»,— отмечает Сергей Боровик.
Кроме того, по мнению руководителя отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании «Порше Украина» Сергея Носенко, непонимание того, что произойдет с курсом гривны, затрудняет долгосрочное планирование продаж. «Если ситуация не стабилизируется, мы ожидаем падения продаж в марте не менее чем на 20%»,— прогнозирует Геннадий Четверухин.
Андрей Леденев