Как рассказал вчера первый заместитель генерального директора «Укрзализныци» (УЗ) Николай Сергиенко, предварительное расследование причин возникновения трещин в поездах Hyundai Rotem показало, что они вызваны просчетами конструкторов производителя, в результате чего неправильно распределена нагрузка на шкворневую балку (опора, посредством которой кузов опирается на тележку).
«С 24 февраля мы совместно с Hyundai начинаем испытание поездов, если подтвердятся наши выводы, будем проводить их модернизацию»,— говорит господин Сергиенко.
Поломка поездов могла быть вызвана не только недоработками в проектировании, но целой совокупностью факторов, среди которых, в частности, недостаточно качественные материалы, влияние окружающей среды, считает глава представительства южнокорейской корпорации Hyundai в Украине Юн Сук Чой. По его словам, несмотря на тот факт, что расследование продолжается, Hyundai стремится как можно скорее вернуть поезда на железнодорожные пути.
«В то же время для нас важно обеспечить безопасность наших пассажиров. Поэтому Hyundai уже начала подготовку к проведению ремонтных работ и испытаний совместно с экспертами „Укрзализныци“»,— отмечает менеджер Hyundai.
12 февраля "Укрзализныця« приостановила эксплуатацию на всех маршрутах скоростных поездов »Интерсити+« производства Hyundai Rotem. В УЗ заявляли, что они пошли на такие меры после проведения очередного техобслуживания, в ходе которого были выявлены трещины в стенах вагонов поезда N3. Схожие проблемы были обнаружены и в других составах после их возвращения из рейсов. »Укрзализныця« пустила на маршрутах »Интерсити+« поезда, сформированные из пассажирских вагонов с локомотивной тягой. В частности на наиболее популярном маршруте Киев—Харьков задействовали более быстрые поезда Skoda и поезда с локомотивной тягой «Украина-2» производства Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). На других направлениях »Интерсити+" (Львов, Донецк, Запорожье, Днепропетровск) запущены СВ и вагоны купейного типа.
В Hyundai говорят, что после проведения испытаний в компании подготовят проект модернизации составов и план-график работ. По словам Юн Сук Чоя, при проведении ремонтных работ все балки будут заменены. Их доставят в Украину из Кореи, а ремонтные работы будут проведены в одном из украинских депо, рекомендованном «Укрзализныцей».
Директор Государственного научно-исследовательского центра железнодорожного транспорта Ростислав Демин говорит, что в Украине с модернизацией поездов Hyundai могут помочь 5-6 украинских предприятий, среди которых КВСЗ, Лугансктепловоз.
«Поезда Hyundai, которые будут признаны безопасными, могут начать ходить уже через месяц. Модернизация же тех, которые окажутся неисправными, может занять от полугода до девяти месяцев»,— полагает господин Демин.
«Укрзализныця» приобрела десять поездов производства Hyundai Rotem стоимостью свыше $300 млн в рамках подготовки к чемпионату Европы по футболу в 2012 году. Все они находятся в ведении госпредприятия «Украинская железнодорожная скоростная компания» — дочерней структуры УЗ. Массово выходить из строя поезда Hyundai Rotem стали еще зимой в 2012 году. Тогда это объясняли воздействием низких температур, но полностью с маршрутов их не снимали. В прошлом году после ряда поломок для ремонта пантографов, элементов крыши, усиления элементов, пострадавших при эксплуатации этих поездов был привлечен КВСЗ. По словам Ростислава Демина, скорее всего, и сейчас УЗ обратится на КВСЗ, поскольку их работой остались довольны. Все ремонтные работы проходят за средства производителя в рамках обслуживания гарантийного договора. Гарантия на часть поездов заканчивается в мае, на другую — в ноябре. Кроме того, УЗ будет требовать от Hyundai продления срока гарантийного обслуживания и ремонта на год.
Эксперты считают, что нерешенные проблемы с корейскими поездами могут повлечь за собой снижение пассажиропотока. По мнению старшего аналитика ИГ «АРТ Капитал» Алексея Андрейченко, проблемы с поездами Hyundai способны привести к снижению спроса, поскольку замены составов не равнозначны как по комфорту, так и по времени, а это выльется в недополученную выручку госмонополии. В УЗ заявляли, что поезда с локомотивной тягой по маршрутам «Интерсити+» будут идти с задержкой до 60 минут. Напомним, с 12 по 17 февраля УЗ компенсировала разницу в стоимости проезда на рейсах «Интерсити+», а также в полном объеме вернула отказавшимся от поездки 5,23 тыс. пассажирам средства на общую сумму почти 1 млн грн.
Андрей Леденев