«Яндекс» вчера объявил о выходе «Яндекс.Кита» — бесплатного комплекта технологий и программ для производителей смартфонов и планшетов. В рамках партнерской программы производители смогут бесплатно установить на свои устройства прошивку, которая сочетает в себе технологии, интерфейс «Яндекс.Shell» и набор приложений. Среди предустановленных — «Поиск», «Карты» и «Почта» «Яндекса»; кроме того, более 100 тыс. приложений доступно в магазине «Яндекс.Store».
Первыми на своих смартфонах «Яндекс.Кит» опробовали китайская Huawei и российская Explay, их устройства с новой прошивкой «Яндекса» появятся в продаже в марте. К партнерской программе может подключиться любой производитель, при этом компания не станет ограничивать использование «Яндекс.Кита» и будет делиться с производителями частью своих доходов. Для России, Украины, Белоруссии, Казахстана и Турции «Яндекс» предлагает готовые решения, а для производителей, ориентированных на другие страны,— набор основных сервисов, без которых нельзя создать прошивку, уточнил руководитель проектов мобильной экосистемы интернет-компании Александр Зверев.
По данным исследования gemiusAudience компании Gemius Ukraine, в декабре аудитория поисковика «Яндекс» среди жителей Украины составляет 6,4 млн человек. При этом средняя дневная аудитория поисковика в этом месяце — 3,1 млн человек. Практически такие же статистические результаты наблюдались и в декабре 2012 года — 6 млн и 2,5 млн посетителей соответственно. Долю поисковика на рынке можно увидеть благодаря исследованию gemiusRanking. По его данным, на 16 февраля «Яндексом» пользуется 45,3% украинцев, а опережает его Google, которому отдали свое предпочтение 52,94% жителей страны. gemiusRanking также дает данные о том, что браузером «Яндекса» пользовалось 8,63% украинцев (третье место в списке). Из них подавляющее большинство (98,27%) пользуется именно мобильной версией программы. Браузер Chrome (разработанный Google) снискал популярности у 28,8% украинских пользователей и занял первое место.
В России по итогам 2013 года «Яндекс» присутствовал более чем на 50% проданных мобильных устройств, а доля мобильного поиска «Яндекса» на Android в России в декабре 2013 года составляла как минимум 52%, и устройства с «Китом» помогут ее увеличить, объясняют в компании. По оценке исследовательской компании IDC, Android остается самой популярной в Украине операционной системой. Она установлена на 49% от всех украинских смартфонов по состоянию на III квартал 2013 года.
Котировки «Яндекса» вчера на Nasdaq снизились на 1,7% (на 19.00 по киевскому времени), до $40,53 за акцию. Капитализация компании составляла $13,2 млрд.
Павел Белавин, Роман Рожков