Как рассказали вчера в консалтинговой компании Upeco, 18-19 февраля цены на топливо в крупнейших сетях АЗС вновь резко выросли. Так, с 18 на 19 февраля в сетях АЗС WOG и ОККО горючее подорожало на 10 коп. за литр. На 10-20 коп. подорожали все виды топлива на заправках «Укр-Петроль». На 20 коп. за литр повысилась стоимость дизельного топлива у КЛО. У киевского «Авиакома» ценники повысились на 20-30 коп. за литр. «Вслед за этими компаниями, которые выступили локомотивом роста, цены повысятся и у других операторов рынка по всей Украине»,— прогнозирует эксперт консалтинговой компании Upeco Александр Сиренко.
Рост цен на топливо в оптовом сегменте начался еще в конце января, а в розничном — в начале февраля. Тогда трейдеры объясняли его падением курса гривны. Директор по коммуникациям компании «Галнафтогаз» (сеть ОККО) Ольга Вельгус заявила, что стоимость нефтепродуктов в начале недели вновь выросла вместе с курсом доллара. «Основные составляющие себестоимости для нас — это цена импортного топлива и акцизный сбор. Поэтому рост стоимости доллара на 10 коп. оборачивается подорожанием горючего на 7-8 коп. И пока доллар растет, топливо будет дорожать»,— говорит госпожа Вельгус. На межбанке, начиная с пятницы, курс доллара повысился на 22 коп. и достиг 9 грн.
Директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн отмечает, что рост цен на нефтепродукты подогревается трудностями с покупкой валюты, которые испытывают импортеры. «Сегодня резервировать покупку валюты необходимо заранее, что в условиях постоянно растущего курса делает весьма сложным прогнозирование поставок. Трейдеры подают заявку на покупку валюты, а де-факто купив ее, могут приобрести намного меньше горючего. Это приводит к штрафным санкциям со стороны поставщиков и не позволяет нормально планировать поставки, и вследствие трейдеры закладывают дополнительные траты в цену при реализации топлива»,— рассказывает господин Куюн.
Председатель правления ПАО «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) Павел Овчаренко говорит, что, помимо роста курса валюты, других причин для подорожания топлива нет. «Сегодня цены на нефть и нефтепродукты на европейских биржах остаются стабильными, поэтому внешних причин для подорожания просто нет»,— заявил господин Овчаренко. В пресс-службе ПАО «Галичина» (Дрогобычский НПЗ) отмечают, что украинские нефтепереработчики, в отличие от импортеров, сохраняют цены на топливо на прежнем уровне. «Все дело в том, что нефтепереработчики закупают нефть на месяц вперед и потому могут удерживать цены стабильными. Разрыв в ценах на заправках импортеров и на АЗС, которые продают топливо производителей, связан именно с этим»,— говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук.
По словам Александра Сиренко, дальнейшая ситуация на рынке будет зависеть не только от курса доллара, но и от стабильности работы «Укрзализныци», нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и портов. «Пока рост цен никак не связан с нехваткой или дефицитом. Топлива на рынке достаточно. Резкое сокращение поставок возможно лишь при условии перебоев в логистике. Тогда будет резкое подорожание топлива. Пока же возможен лишь плавный рост»,— говорит господин Сиренко. А Юрий Корольчук отмечает, что рост цен у импортеров может привести к сокращению их доли на рынке и постепенному увеличению поставок горючего, произведенного в Украине.
Олег Гавриш