— Почему ваш банк занялся поддержкой малого и среднего бизнеса?
— ЕБРР интересует развитие экономики страны. А из опыта более развитых рынков мы видим, что именно малый и средний бизнес — основной драйвер развития экономики, занятости населения. Получая помощь ЕБРР, малый бизнес растет. В будущем он сможет привлекать более крупные займы у банков, включая ЕБРР, и самостоятельно выходить на международные рынки капитала, торгового финансирования.
— Как работает ваша программа?
— Мы связываем малый и средний бизнес с консультантами, которые могут решить их задачи. При этом мы предоставляем гранты для привлечения этих консультантов. Когда к нам обращается предприниматель, перед ним стоит определенная задача — например, он хочет создать интернет-портал и продавать свою продукцию онлайн. Мы помогаем ему найти подходящих консультантов, и частично оплачиваем услуги выбранного им консультанта.
— Каких размеров может достигать грант?
— До 10 тыс. евро. Обычно этого хватает чтобы оплатить 50-75% проекта. Для малого предприятия это достаточно значительная сумма.
— Как вы отбираете консультантов?
— У нас есть сейчас порядка 200 консультантов. Это и компании, и физические лица. Крупных международных консалтинговых компаний среди них нет, 97% это местные компании. Они обращаются к нам сами, подают пакет документов, и мы оцениваем их опыт и квалификацию, анализируем результаты выполненных проектов. Примерно 20% из них отсеиваются в ходе отбора.
— Предприятия тоже проходят отбор?
— Да, есть обязательные условия — компании должно быть не менее двух лет, не менее 50% компании должно принадлежать украинцам. Мы не поддерживаем стартапы — это слишком рискованно. Кроме того, бизнес обязательно должен нуждаться в нашей помощи — это мы определяем в ходе диагностики. Обращаться могут как предприятия, так и физлица-предприниматели.
— Сколько проектов вы осуществили в прошлом году?
— В 2013 году мы помогли 80 предприятиям. Для сравнения, в 2010 году их было всего 40.
— За какими решениями обращаются предприниматели?
— Самые востребованные проекты — это внедрение систем управления качеством. То есть модернизация предприятия, в результате которой оно может получить сертификат качества — например, стандарта ISO. В рамках этих проектов пересматриваются все производственные процессы. Кроме того, часто к консультантам обращаются за техническими решениями — к примеру, за настройкой и обучением пользователей 1С. Или за созданием портала. Третье крупное направление — маркетинг и исследование рынков.
— Есть ли решения, которые пользуются спросом на других рынках, но неинтересны украинским предпринимателям?
— Да, к примеру внедрение энергоэффективных технологий. Исторически сложилось так, что проблемы ресурсов в Украине стояли не так остро, как сегодня. К тому же такие технологии довольно дорогие. Есть еще стандарт, к примеру, экологического менеджмента, который пока мало интересует украинский бизнес.
— Как развивается рынок консультационных услуг в Украине?
— Он очень сильно пострадал во время кризиса, и его динамика на сегодня оставляет желать лучшего. В прошлом году продуктивность работы наших консультантов была на 60% ниже, чем в Хорватии — самой приближенной к среднеевропейским показателям стране. Это говорит о том, что либо не все доходы регистрируются официально, либо о том, что рынок до сих пор не отошел от кризиса. Зато он дифференциируется. Еще в 2010 году около 70% всех консультантов были сосредоточены в Киеве. Сейчас, чуть меньше половины.
— В чем проблемы этого рынка?
— Не все предприятия готовы обращаться к консультантам. Существует недоверие к сторонним экспертам, особенно у малого бизнеса. 90% предприятий, которые к нам обратились, никогда раньше не пользовались услугами консультантов. А у кого-то даже был негативный опыт общения с непрофессиональными консультантами. Кроме того, есть мнение, что консалтинг стоит очень дорого. Хотя предприятия даже не пытаются выяснить, насколько дорого.
— По вашим данным, как меняется бизнес-климат в Украине?
— В сфере малого и среднего бизнеса есть небольшой прогресс относительно упрощения административных процедур, но работать по-прежнему сложно. Основные проблемы, которые остаются нерешенными в последние годы, это коррупция, чрезмерное регулирование, сложности с получением финансирования. Кроме того, конкурентная среда в Украине не слишком высока.
— Повлиял ли политический кризис и массовые протесты на развитие малого и среднего бизнеса по вашим оценкам?
— Пока сложно оценить. Предприятия продолжают обращаться к нам. Сворачивать программу мы не планируем — наоборот, в этом году мы собираемся поддержать еще большее количество предприятий.
Беседовала Мария Попова