Глава представительства Hyundai Rotem в Украине Юн Сук Чой говорит, что его компания впервые сталкивается с подобными проблемами у своего подвижного состава. В прошлом году некоторые составы Интерсити+ уже ломались, но тогда никто не снимал все поезда с маршрутов. По словам Юн Сук Чоя, ломались они из-за большого количества снега.
«После того как компания заменила все пантографы и усилила материал крыши, поезда работают стабильнее и погода на их работу не влияет»,- уверяет он.
Плохое состояние путей тоже не может быть причиной поломки, считает замгендиректора УЗ Николай Сергиенко. В зависимости от результатов расследования поезда либо отремонтируют и вернут на маршруты, либо заменят другими, говорит Николай Сергиенко. От выяснения причины поломки зависит и то, кто будет платить за ремонт. Если УЗ докажет, что неисправность связана с просчетами в разработке конструкции поездов, то Hyundai должна устранить все неисправности за свой счет в рамках гарантийного договора. В какую сумму обойдется ремонт пока неизвестно. Кроме того, с учетом всех проблем, УЗ будет требовать продления гарантийного срока еще на год. Пока идет разбирательство, поезда Hyundai уже заменили другими составами.
«У каждой железной дороги есть определенный резерв, который мы используем в летних пассажирских перевозках — им и заменили», — говорит другой заместитель гендиректора УЗ Павел Чекалов.
На самом популярном маршруте Киев-Харьков задействовали более быстрые поезда Skoda и поезда локомотивной тяги Украина-2 производства Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). Для этого поезда Skoda сняли с маршрута Донецк-Днепропетровск. Вместо них там пустили три десятивагонных пригородных электрички повышенной комфортности Р1, Р2, Р6. На других направлениях Интерсити+ (Львов, Донецк, Запорожье, Днепропетровск) запущены вагоны купейного типа и СВ-вагоны. В целом УЗ добавляет в график движения 102 вагона, количество мест в которых превышает количество мест в десяти поездах Интерсити+, говорит Чекалов. Замена составов замедлит движение, но не слишком — поезда будут идти на 15-60 минут дольше. А на маршруте Киев-Харьков, где будет задействован состав Skoda, снижения не будет вовсе.
Параллельно Укрзализныця требует от корейской компании хотя бы временно заменить свои поезда на новые. Впрочем, Hyundai Rotem вряд ли пойдет на такой шаг — это дополнительные затраты. К тому же строительство новых вагонов займет не один год. Ремонт несущей конструкции — также долгосрочная и сложная задача, считает аналитик Арт Капитал Алексей Андрейченко.
Трещины обнаружены в хребтовой раме, на которой держится вагон. Для починки этой рамы весь вагон необходимо разобрать и собрать заново. В любом случае, ремонт или замена займут время, на протяжении которого Интерсити+ необходимо чем-то заменить. Заменой могли бы стать поезда КВСЗ. «В первую очередь правительство могло бы в кратчайшие сроки выкупить у этого завода два уже готовых скоростных электропоезда ЭКр1»,- предполагает координатор Координационного центра по внедрению экономических реформ при Президенте Украины Александр Кава. Каждый из них обойдется в 200 млн грн. Их можно было бы использовать на самом востребованном маршруте Киев — Полтава — Харьков, добавляет он.
«Эти составы могут выйти на линию в считанные дни»,- поясняет Кава.
Со вчерашнего дня на маршруты Интерсити+ были запущены и вагоны поезда постоянного формирования КВСЗ, который долгое время использовался как резервный, говорит Александ Кава. Но этот поезд состоит из 9 вагонов, и если докупить еще один (стоит около $1 млн), то из него можно сформировать два состава по 5 вагонов с пассажировместимостью по 400 человек в каждом. Для остальных маршрутов можно использовать вагоны дневных «Столичных экспрессов», которые до 2012 года ездили по маршрутам Киев — Полтава — Харьков и Киев — Днепропетровск, полагает Александр Кава.
Сейчас эти вагоны используются по отдельности в нескольких региональных поездах. Если же восстановление движения поездов Hyundai займет чересчур много времени, то правительство может заказать новые поезда локомотивной тяги. Опять-таки — у КВСЗ, единственного украинского производителя пассажирских вагонов. «Уверен, что заводу вполне по силам до конца года поставить 100 современных пассажирских вагонов. Один такой вагон стоит около 15 млн грн»,- отмечает Кава. Однако для реализации любого из этих вариантов, кроме использования «Столичных экспрессов» и резервного состава, нужны деньги. А их, по словам Павла Чекалова, у Укрзализныци нет. Впрочем, поезда можно было бы взять в лизинг под госгарантии, отмечает Андрейченко.
Денис Кацило