За это Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) вынес предупреждение крупнейшему застройщику Ивано-Франковска — компании «Ивано-Франковскгорстрой», рассказал первый заместитель председателя ведомства Рафаэль Кузьмин. Компания, говорит он, указывала в рекламе, что цены на квартиры в возводимых ею домах составляли 2,15‑4,7 тыс. грн за один квадратный метр. Однако, по словам Кузьмина, застройщик не пояснил, что жилье на типичных этажах (высотность домов, о которых шла речь в рекламе, — от 5 до 10 этажа) на 6‑72 % дороже и стоит 3,7‑5 тыс. грн за квадратный метр.
Нарушения в рекламе Антимонопольный комитет фиксировал у компаний «Киевгорстрой», «Ярковиця» (Ивано-Франковск), «Родничок» (Черновцы), «Черновицкий домостроительный комбинат», «Ирокс» (Львов).
В большинстве случаев АМКУ выносит предупреждения, но иногда налагает штрафы. Например, одна из крупных киевских строительных компаний (ее название Кузьмин не указал) заплатила штраф 30 тыс. грн за неправдивую информацию о низких ценах на квартиры.
Говорим, но не все
На фоне сокращения спроса застройщики активно используют различные маркетинговые механизмы для привлечения покупателей. Один из основных инструментов — анонсирование невысоких цен на жилье, отмечает руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG Виктор Оборский.
Зачастую в рекламных объявлениях не указывается, что сообщаемая низкая цена — это или первый взнос, или цена на квадратные метры жилья, которое будет сдано в эксплуатацию через несколько лет. Например, в рекламном объявлении жилого комплекса «Садовый», который возводится в Киеве на левом берегу Днепра компанией «Укрбуд», сказано, что стоимость однокомнатных квартир там стартует с 9,2 тыс. грн за кв. м, а «двушек» — с 8,8 тыс. грн за кв. м. В отделе продаж девелопера сообщили, что жилье по привлекательным ценам находится в домах, которые планируется ввести в эксплуатацию только в IV квартале 2015 г.
5 % от годового оборота компании может достигать размер санкций АМКУ за распространение неправдивой рекламы
«Такая реклама характерна для домов экономкласса, главным преимуществом которых является низкая цена», — говорит замдиректора по маркетингу компании «Міськжитлобуд» Ангелина Деревлева и добавляет, что 50 % всех предложений в Киеве приходится на эту категорию жилой недвижимости. По ее словам, при хороших скидках и активной рекламной поддержке продажи в новостройках по сравнению со среднегодовыми показателями могут вырасти на 50 %.
Благодаря активному продвижению и рассрочкам застройщики переманили покупателей со вторичного рынка. В 2013 г., впервые за все годы независимости, на долю новостроек пришлось 54 % всех продаж жилья.
Не последний
Напомним, после начала в Украине массовых протестов продажи жилья упали примерно в два раза. Поэтому, уверена Деревлева, застройщики в своих маркетинговых программах по‑прежнему будут делать упор на анонсировании низких цен.
Антимонопольный комитет обладает широкими полномочиями штрафовать за неправдивую рекламу, а размер санкций может достигать 5 % от годового оборота компании, говорит старший партнер юридической фирмы Arzinger Тимур Бондарев. Он советует застройщикам указывать в рекламе максимально правдивую информацию. Например, если в доме есть лишь несколько недорогих квартир, то в объявлении это лучше отметить. В противном случае застройщик может быть наказан за попытку ввести покупателя в заблуждение. «Сейчас мы рассматриваем около 20 дел. Если вина нарушителей будет доказана, то они будут привлечены к ответственности», — предупреждает Рафаэль Кузьмин.
Александра Некращук