Опасное вещество
Во сколько обошлась государству, компании «Укрзалізниця» и местным жителям авария на железнодорожном перегоне Удачное — Межевая (Донецкая область), вследствие которой загорелось 26 цистерн с пропан-бутаном, две из которых взорвались, оценить сложно. В Госслужбе по чрезвычайным ситуациям Украины сообщили, что в ликвидации аварии было задействовано 59 единиц техники (в том числе 6 пожарных и 4 восстановительных поезда «Укрзалізниці») и 326 человек. Временно были отселены из своих домов 250 жителей села Ленино, расположенного на расстоянии километра от места аварии. В ведомстве также сообщили, что угрозы химического отравления для местных жителей нет. Правоохранительные органы пока выясняют, кто должен компенсировать причиненный ущерб.
Сообразить на троих
Ответственность перевозчиков опасных грузов, к каковым относятся упомянутые цистерны, в Украине должна обязательно страховаться, согласно постановлению Кабмина № 733 от 01.06.2002. Этот документ определяет порядок и правила страхования опасных грузов, страховые тарифы, лимиты страхования, а также размер страховых выплат в зависимости от страхового события. Например, если в случае аварии пострадают люди, страховая выплата должна составлять 50 % страховой суммы, в том числе 500 необлагаемых минимумов доходов граждан в случае смерти человека и не более 250 — на время лечения.
0,8 млн гривен выплатили страховщики при авариях с опасными грузами в Украине за последние 10 лет
Страховая сумма зависит от класса опасности груза. Страховой тариф определен в постановлении и делится между тремя участниками перевозки: отправителем, перевозчиком и получателем опасного груза. Например, в случае с цистернами пропан-бутана отправитель должен был заплатить за страховку 0,07 %, получатель — 0,03 % и перевозчик — 0,1 % от страховой суммы. «Но, к сожалению, в документе нет четкого определения: кто из них троих на какой стадии доставки должен страховать груз. Поэтому при аварии часто возникает путаница с уровнем ответственности каждой из сторон и размером страховых выплат», — говорит заместитель председателя совета Лиги страховых организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.
Без ответственности
Неоднозначная трактовка документа привела к тому, что страховщики почти не платят за опасные грузы. По данным ЛСОУ, за последние 10 лет страховые выплаты по данному риску составили 0,8 млн грн, тогда как платежи — 350 млн грн. Такая ситуация, в свою очередь, приводит к снижению интереса собственников, перевозчиков и отправителей к страхованию. По данным ЛСОУ, в 2011 г. страховые премии по обязательному страхованию ответственности за перевозку опасных грузов составили 57,5 млн грн, в 2012 — 48 млн грн, а в 2013‑м снизятся до 40 млн грн. «Страховщикам интересен этот сегмент, так как он почти безубыточный. Но собственники и перевозчики опасных грузов экономят и не хотят страховаться», — рассуждает директор страхового общества «Ильичевское» Юрий Гришан.
Решить проблему, по мнению Александра Залетова, могло бы появление в Украине обязательного экологического страхования, в том числе и от рисков, связанных с перевозкой опасных грузов. Законопроекты о введении такого страхования в 2011‑2012 гг. готовили Министерство экологии Украины и Госфинуслуг. Но закон так и не был принят.
Татьяна Павлюченко