Источник на финансовом рынке сообщил, что сделка по продаже Марфин Банка (99,91% его акций принадлежат Cyprus Popular Bank) Дельта Банку будет подписана в ближайшие два дня.
«Цена продажи составляет порядка 0,30-0,35 капитала (188-219 млн грн). Договор должны были подписать еще в пятницу, однако сейчас киприоты очень заняты проверкой со стороны „большой тройки“ (ЕС, ЕЦБ, МВФ) и не могут отвлечься для завершения договоренностей»,— сказал собеседник.
Совладелец Дельта Банка Николай Лагун подтвердил, что переговоры находятся в финальной стадии, отказавшись до конца недели комментировать сумму сделки. По его словам, после получения разрешительных документов (через полгода) банк будет присоединен к Дельта Банку. В Марфин Банке сказали, что не могут ни подтвердить, ни опровергнуть информацию, так как не знают о договоренностях.
После банковского кризиса Cyprus Popular Bank решил продать активы, которые находятся вне Греции и Кипра. Кроме Николая Лагуна, на Марфин Банк претендовали Альфа-банк, СКМ и совладелец Финбанка Борис Кауфман. По словам источника, знакомого с ходом переговоров, продавец намеревался продать актив тому, кто «быстрее закроет вопрос» ареста акций банка, инициированного вкладчиками Cyprus Popular Bank, потерявшими часть депозитов из-за реструктуризации.
«Дельта Банк договорился закрыть долги этим вкладчикам новыми договоренностями: кому-то необходим кредит, кому-то — финансирование бизнеса. Эти договоренности переводятся в цифры, на которые будет дисконтироваться цена сделки»,— сообщил другой источник.
Кредитные линии Cyprus Popular Bank, выданные Марфин Банку, будут включены в другую сделку — в соглашение по покупке Альфа-банком Банка Кипра.
По данным Нацбанка, по состоянию на 1 октября 2013 года Марфин Банк занимал 58-е место по активам (2,67 млрд грн) с собственным капиталом в 626,5 млн грн. Основную часть кредитного портфеля в 1,4 млрд грн составляли займы юрлицам (1,03 млрд грн).
Эксперты говорят, что небольшой Марфин Банк (предыдущее название — Морской транспортный банк) имеет сильные позиции в Одесской области (из 47 его отделений 20 находятся в Одессе, 10 — в Измаиле). Одно из главных преимуществ банка — кредитный портфель клиентов—транспортных компаний.
«Одесский регион очень специфичен, поделен между несколькими игроками, и переманить клиентов в другой банк будет очень сложно»,— заявил председатель правления одного из крупнейших банков.
Экс-глава правления банка «Киев», председатель постоянной комиссии Одесского облсовета по вопросам бюджета, финансово-экономической политики и банковской деятельности Юрий Маслов отметил, что Морской транспортный банк, входя в состав ФПГ «Синтез», монопольно обслуживал Одесский и Илличевский морские транспортные порты и предприятия, которые с ними сотрудничали.
«После нескольких перепродаж у банка больше нет такого административного ресурса, но в нем осталось много очень интересных клиентов,— добавил он.— У этого банка сбалансированная политика в сфере как розничного, так и корпоративного кредитования и, насколько мне известно, один из самых лучших портфелей по качеству обслуживания. Сеть отделений также достаточно неплохая».
Очередное приобретение Николая Лагуна, который в прошлом году поглотил Сведбанк, Кредитпромбанк и Астра Банк, финансисты называют выгодным. Киприотам, которые купили Морской транспортный банк в 2007 году за $137 млн, было бы сложно добиться лучших условий продажи, говорят эксперты. «С точки зрения бизнеса я не совсем понимаю этот банк. Однако с учетом ситуации в Украине и Кипре — очень удачная сделка по адекватной цене»,— отметил председатель правления банка «Надра» Дмитрий Зинков.
Руслан Черный