Возникновение этого термина часто связывают с работой профессора Массачусетского технологического института Руди Дорнбуша, опубликованной в 1995 году. При «внезапной остановке» страны могут на долгое время утратить доступ к международным финансовым рынкам, что негативно отражается на состоянии экономики.
На фоне бегства инвесторов с развивающихся рынков под угрозой прекращения притока капитала также находятся Мексика, Индонезия, Индия и Таиланд, отмечают лондонские экономисты Morgan Stanley Манодж Прадхан и Патрик Дроздик.
Экономисты Morgan Stanley оценили существующие риски, приняв в расчет такие факторы, как зависимость страны от притока капитала и кредитов, величина дефицита счета текущих операций, возможность проведения гибкой монетарной политики и чувствительность к экономической ситуации в Китае. К примеру, в Бразилии приток капитала обеспечивает почти половину всех поступающих в страну средств, суммарный внешний долг превышает объем валютных резервов, дефицит счета текущих операций составляет почти 4% ВВП, инфляция находится на уровне 6%, а госдолг достиг около 70% ВВП.
Наиболее уязвимым странам теперь приходится задумываться о том, как финансировать бюджетный и внешнеторговый дефицит, и искать новые источники экономического роста, пишут эксперты Morgan Stanley. Инвесторам следует обратить внимание на то, насколько успешным окажется процесс сокращения долга в этих государствах и как будет развиваться политическая ситуация. По Украине, Турции и Таиланду прокатилась волна политических протестов.
«Хотя в одних странах риск внезапной остановки выше, а в других ниже, ему подвержены все развивающиеся рынки, – отмечают экономисты. – Если власти не проведут реформы, необходимые для перехода к новой модели экономического роста, коррекция на рынках активов будет продолжаться до тех пор, пока преобразования не станут неизбежными».
За последнюю неделю центральные банки Индии, Турции и ЮАР предприняли значительные повышения процентных ставок для поддержания национальных валют. М.Прадхан и П.Дроздик позитивно оценили решения регуляторов, назвав их «шагом в правильном направлении».
Отметим, сильнее всего среди крупнейших развитых стран от обвала emerging markets пострадают государства еврозоны. По словам главного экономиста Barclays в Лондоне Джулиана Кэллоу, экспорт из еврозоны в РФ, Бразилию, Индию, Индонезию, ЮАР и Турцию в 2013 году составил 3,1% ВВП региона. Поставки из Японии в эти развивающиеся страны составили около 2,4% ее ВВП, для США аналогичный показатель равен 1,3%.
Зависимость экспорта еврозоны от пока не затронутых кризисными проявлениями emerging markets составляет 4,7% ВВП, США – 3,3% ВВП, Японии – 6,6% ВВП.
Между тем главный рыночный экономист Goldman Sachs Доминик Уилсон видит более серьезную угрозу в финансовых потоках, а не в торговле товарами или услугами. Он обращает внимание на то, что около $5 трлн средств банковских систем развитого мира завязаны на страны с развивающейся экономикой, хотя совокупный объем финансовых рисков по наиболее проблемным emerging markets составляет около $1,14 трлн.