Вчера в Союзе молочных предприятий Украины (СМПУ) сообщили, что 23 января обратились в Министерство аграрной политики и продовольствия с просьбой инициировать внесение дополнений в проект постановления правительства «Порядок и требования к маркировке органической продукции». Речь идет о том, чтобы маркировка молочной продукции с пробиотиками (биокефиров и биойогуртов) соответствовала ГОСТу «О производстве молока и кисломолочных продуктов», а не закону «О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья», который вступил в силу 9 января.
Президент Союза молочных предприятий Лидия Карпенко говорит, что представителей объединения озадачил один из пунктов этого закона, который запрещает маркировать всю продукцию префиксом «био-». Именно эта приставка в названии продукта свидетельствует о том, что молочные биопродукты содержат пробиотики — живые микроорганизмы, которые позволяют восстанавливать естественные защитные свойства микрофлоры желудочно-кишечного тракта.
«Биопродукты не относятся к органическим, поэтому в постановлении Кабинета министров необходимо разъяснить, что они должны маркироваться согласно правилам, установленным для этого вида продуктов,— считает госпожа Карпенко.— В противном случае, если на предприятие, которое специализируется на изготовлении биойогуртов и биокефиров, придет инспектор из Антимонопольного комитета, то у компании могут возникнуть проблемы. Тогда реализацию этих продуктов с такой маркировкой просто запретят».
СМПУ объединяет крупнейшие молокоперерабатывающие предприятия, в числе которых «Галактон» и Кременчугский гормолокозавод (входят в Danone), Харьковский молочный комбинат («Вимм-Билль-Данн Украина»), Яготинский маслозавод («Молочный альянс»), Купянский молочноконсервный комбинат, Павлоградский гормолкомбинат, «Святошино» и «Люстдорф».
В молочной отрасли биопродуктами принято считать дополнительно обогащенные молочные продукты, а не органические продукты, говорит генеральный директор «Вимм-Билль-Данн Украина» Андрей Наумов. «И здесь есть серьезное противоречие с законом „О производстве и обороте органической сельскохозяйственной продукции и сырья“, который фактически ставит знак равенства между органической продукцией и продукцией с приставкой „био-“»,— считает господин Наумов. Поэтому, по его мнению, в ситуации, когда приставку «био-» ставят во главу угла позиционирования продукта, такой продукт, конечно, будет нести большие потери для производителя. «Не исключено, что таким производителям придется полностью менять рекламную кампанию, и это может сильно ударить по бюджету»,— отмечает генеральный директор Aegis Media/GMG Александр Гороховский.
Впрочем, председатель правления национальной ассоциации молочников Украины «Укрмолпром» Василий Бондаренко уверен, что разногласий в законе нет. По его мнению, когда говорится о продукции с префиксом «био-», речь идет о биологической продукции, произведенной в природных условиях без каких-либо примесей, то есть органической. «Действующий закон защищает добросовестного производителя»,— уверен эксперт. В Минагрополитики сообщили, что на сегодняшний день уже создана рабочая группа для изучения этого вопроса. «Пока мы видим два пути решения: либо внесение пункта о маркировке биопродукции в постановление правительства, либо изменения в закон об органической продукции»,— отметил директор департамента производства Минагрополитики Александр Куць.