Такое мнение агентству «Интерфакс-Украина» высказала партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Анна Бабич.
В частности, по словам юриста, закон не ограничивает возможности пользования мобильной связью лицами, которые не имеют паспорта, например, детьми.
«Принятый закон не предусматривает ограничений на передачу приобретенной идентификационной телекоммуникационной карты другому лицу. Следовательно, для ребенка такую карту могут приобрести родители», — сказала она, отметив также, что закон не устанавливает каких-либо ограничений относительно количества используемых потребителями идентификационных телекоммуникационных карт.
«Потребители могут заключать неограниченное количество договоров о предоставлении идентификационных телекоммуникационных карт как с одним, так и с несколькими операторами телекоммуникаций», — утверждает А.Бабич.
В то же время, по ее словам, принятый закон предусматривает, что предоставление потребителям идентификационной телекоммуникационной карты осуществляется на основании договора в порядке, предусмотренном законодательством. Согласно действующему законодательству договор может быть оформлен как в письменной, так и в устной форме.
«С юридической точки зрения покупка идентификационной телекоммуникационной карты при выборе услуги предоплаченной мобильной связи является акцептированием покупателем публичного договора (публичной оферты продажи) в соответствии со ст. 633 Гражданского кодекса, на что в своих комментариях указывают операторы телекоммуникаций. В связи с этим существует вероятность, что положение относительно предоставления идентификационных телекоммуникационных карт на основании договора не внесет никаких нововведений в части порядка их предоставления потребителям», — считает А.Шевчук.
Вместе с тем она допускает, что «законодатель вкладывал несколько иной смысл в данное положение, а именно подразумевал обязательное заключение письменного договора при предоставлении идентификационных телекоммуникационных карт, что, в свою очередь, полностью нивелирует предоставляемую услугу предоплаченной мобильной связи».
«Соответственно, до внесения изменений в подзаконные нормативные акты, в том числе порядок предоставления телекоммуникационных услуг, дать однозначный ответ о том, что указанное изменение не повлечет за собой изменение порядка предоставления идентификационных телекоммуникационных карт, не представляется возможным», — считает юрист.
Кроме того, А.Шевчук отметила, что предусмотренное законом Колесниченко-Олейника решение НКРСИ об ограничении доступа абонентов к ресурсам сети интернет принимается на основании решения эксперта о принадлежности информации к таковой, что противоречит законодательству. При этом порядок привлечения эксперта, круг лиц, которые могут быть назначены экспертами для указанных целей, должен быть урегулирован Кабинетом министров.
«Соответственно, несмотря на то, что данное положение уже вступило в силу, его практическая реализация пока невозможна по причине отсутствия утвержденного порядка его реализации», — сказала она.
Как сообщалось, Верховная Рада 16 января приняла законопроект о внесении изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» и процессуальных законов о дополнительных мерах защиты безопасности граждан (закон Колесниченко-Олейника), которые предусматривают введение ряда норм в разных сферах, в том числе и в сфере телекоммуникаций. В частности, закон вводит понятие идентификационной телекоммуникационной карты — средства, которое используется для идентификации конечного оборудования абонента в сети (SIM-карта, USIM-карта и т.д.). Предоставление телекоммуникационных услуг с использованием такой карты осуществляется на основании заключенного между оператором телекоммуникаций и потребителей договора в порядке, предусмотренном законодательством.