В частности, руководитель аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Мария Колесник отмечает, что «очень лестные отзывы прозвучали сразу после принятия законопроекта 3757, как со стороны профильных ассоциаций, так и со стороны самих аграриев».
Во-первых, подчеркивает эксперт, принятие закона — это гарантия инвесторам, что правила игры не изменились, и правительство выполняет обязательства, которые оно взяло на себя 2 года назад, когда эта норма была отменена именно на срок 2 года. Во-вторых, экспортеры зерна начинают работать в обычном правовом поле как экспортеры других товаров. При этом, отмечает Колесник, такой понижающий фактор, как невозвращение НДС перестает действовать, формируя закупочные цены для аграриев: «В итоге селяне должны были бы получить более высокую, чем до начала действия закона, закупочную цену на зерно, что на фоне падения мировых цен было бы очень уместно».
В свою очередь директор департамента экономического развития аграрного рынка Минагрополитики Виталий Саблук отметил ценность данного закона для поддержки отечественных производителей зерна и развития украинского АПК в целом. «Я надеюсь, что это будет выгодно, в первую очередь производителям зерна. Они почувствуют это из-за роста доходности, выручки с каждого гектара, и это будет поддерживать их долгосрочный интерес к включению зерновых в сев, к инвестициям в технику, семена, технологии, средства защиты растений», — заявил эксперт.
По его словам, по статистике, мировые цены просели на 28-31%, в зависимости от культуры, примерно на столько же возросло валовое производство. «Но в то же время, — уточняет эксперт, — по оценкам наших институтов, в прошлом году произошло увеличение расходов производителями на гектар на 12-13 % — это были вложения в качество семян, в защиту растений».
В результате, констатирует директор департамента Минагрополитики, у сельхозпроизводителей остается всего несколько процентов рентабельности. «Это довольно мало, это убивает мотивацию, уничтожает долгосрочный интерес к зерновым культурам, которые являются основой продбезопасности. Поэтому любые механизмы, которые будут способствовать росту доходности самих производителей, будем надеяться, помогут удержать эту долгосрочную мотивацию», — резюмирует эксперт.
«Когда есть долгосрочная мотивация в экономике — она является основой для расширения производства», — напомнил Саблук.
В то же время, он подчеркивает, что в министерстве понимают и опасения зернотрейдеров, которые являются посредниками в цепи от производителей к конечному потребителю, и не желают «возиться» с возвратом НДС. Однако, обращает внимание Саблук, практически все зернотрейдеры — мультинациональные, и более защищены, чем мононациональные производители зерна, поскольку имеют, в частности, «подушку» в виде рынков других стран и возможность кредитоваться по низким процентным ставкам.
Директор информационной компании «ПроАгро» Николай Верницкий полагает, что принятие данного закона улучшит финансовую ситуацию в первую очередь тех производителей, которые непосредственно являются экспортерами своего зерна.
Наравне с производителями-экспортерами основными выгодополучателями данного закона эксперт считает государственных экспортеров: ГПЗКУ и Аграрный фонд. «Они получат дополнительные средства», — отметил Верницкий.