Директор по маркетингу «МТС Украина» Олег Решетин:
В 2014 г. мы ожидаем рост количества подключаемых портативных устройств (смартфонов, планшетов) и увеличение проникновения мобильной связи за счет абонентов с несколькими SIM-картами и M2M-подключений.
Объемы пользования и доходы от data-услуг растут в среднем на 30% в квартал. Именно увеличение удельного веса data-услуг сможет в ближайшие годы обеспечить рост доходов отрасли.
В следующем году будут серьезные изменения в таких сферах, как электронная коммерция и мобильные платежи, а облачные сервисы станут
привычны более широкому кругу потребителей.
Несмотря на увеличение номинального проникновения SIM-карт, темп роста выручки от мобильной связи в уходящем году, скорее всего, продемонстрирует замедление по сравнению с 2012 г. Одна из причин — стабилизация потребления голосовых услуг на фоне продолжающегося плавного снижения стоимости минуты (APPM) практически у всех игроков.
Показатели 2014 года будут зависеть от двух ключевых факторов: во-первых, общей экономической ситуации в стране, которая сильно влияет на здоровье отрасли, и, во-вторых, от возможности развивать 3G, что станет мощным стимулом к развитию и росту.
Начальник PR-департамента Life:) Оксана Рудюк:
Для оператора life:) среди событий уходящего года можно выделить следующие:
Укрепление позиции «оператора №1 для смартфонов» и рост в 3-м квартале проникновения смартфонов в сети life:) до уровня 24%, что является наибольшем показателем на рынке.
В этом году life:) растет быстрее среднерыночных показателей: за третий квартал 2013 года доход «Астелит» вырос на 11,7%.
Компания «перешагнула» долю рынка по абонентам в 15%.
В 2013-м life:) запустил первый безлимитный тарифный план для индивидуальных абонентов в ценовой категории до 100 гривен. Абоненты нового тарифа «Все включено» получают безлимитные звонки внутри сети, безлимитный мобильный интернет, 1000 СМС и 300 минут для звонков на сети других операторов Украины. Пакет услуг стоит 80 грн на 30 дней.
Что касается ближайших планов, то в следующем году мы нацелены придерживаться стратегии «оператора №1 для смартфонов», независимо от того, как будет технологически развиваться рынок мобильной связи.
Нашей задачей остается расти быстрее рынка и опережать самих себя, а именно свои результаты за уходящий год. А также расти эффективно, то есть за счет контроля издержек. Для life:) стратегически важно продолжать расти в регионах, где у нас исторически низкое проникновение и где конкуренты занимают доминирующее положение. Наша цель сохранить и приумножить динамику 2013 года и постепенно становиться в регионах второй симкой с перспективой стать первой за счет уникально выгодных предложений. По результатам 2 квартала рост абонентов на Западе и Востоке составил +29% и +31% соответственно.
Среди целей оператора также укрепление лидерства в завоеванных нишах, таких как роуминг, международные звонки, предложения для смартфонов.
Директор по регуляторно-правовому обеспечению Киевстар Андрей Осадчук:
В целом, можно выделить следующие события 2013, которые могут иметь последующее влияние на рынок.
Приватизация «Укртелекома». Исторически так сложилось, что УКТ — монополист как на розничном рынке фиксированной связи, так и на оптовых вспомогательных рынках.
Запущен проект MNP. Предоставление услуги переносимости номеров (MNP) является законной обязанностью всех операторов телекоммуникаций. Услуга, должна была начать предоставляться еще в декабре 2013 года, но срок запуска услуги был перенесен регулятором на июль 2014 года.
Начат процесс пересмотра ставки интерконекта. Расчетная такса за услуги пропуска телефонного трафика через сети телекоммуникаций (ставка интерконекта) — очень чувствительный элемент регулирования рынка. Сегодня, размер данной таксы устанавливается решением регулятора для всех операторов телекомуникаций, которые, другим решением, признаны операторами со значительной рыночной силой на рынке услуг пропуска телефонного трафика. Мы считаем, что утвержденный ранее размер такс (36 коп. для фиксированных и мобильных сетей), должен оставаться стабильным. Данная точка зрения основывается на исследование рынка услуг пропуска телефонного трафика, которое проводилось НКРСИ осенью этого года и не показало каких то существенных изменений на данном рынке с момента последнего исследования, которое, в свою очередь, и послужило в 2011 году основанием для утверждения НКРСИ сегодняшнего размера ставки.
Верховная Рада попыталась в пять раз увеличить сбор за РЧР на следующий год. Данная ситуация вызывает серьезное беспокойство со стороны всех без исключения участников рынка мобильной связи. Учитывая стагнацию данного рынка, пятикратное повышение ставки общеобязательного сбора за использование РЧР, предусмотренное проектом Государственного бюджета на 2014 год, является опасным и губительным для рынка, его инвестиционного климата и дальнейшего развития в целом. В 2010 году ставка данного сбора выросла в 7 раз. На 8% она увеличилась в прошлом году. И сегодня законодатель опять предлагает наполнять бюджет данным абсолютно не рыночным способом. Введение подобных инициатив безусловно приведет к падению объема инвестиций и реинвестиций на рынке, а так же может стать основанием для ухудшения качества услуг мобильной связи и/или подорожания таких услуг.
Директор по маркетингу Киевстар Святослав Горбань о планах компании на 2014 год:
В 2014 году мы постараемся усилить результаты, которые мы получили благодаря работе над качеством и доступностью наших услуг. Так, только за 9 месяцев 2013 в улучшение и развитие сети «Киевстар» было вложено 1,243 млрд грн. Мы будем продолжать работу по совершенствованию технической инфраструктуры и в 2014 году.
Киевстар продолжит развивать инновационные направления, которым был дан старт в 2013 году. Это — услуги мобильной коммерции, «Мобильные деньги», NFC платежи.
Мы намерены расширять ассортимент услуг цифрового контента. В 2013 году Киевстар вышел с продуктом e-reading (чтение с мобильного телефона) и в новом году мы хотим сделать его более насыщенным и интересным для наших клиентов. Расширится не только ассортимент и количество электронных книг, но также появятся новые возможности — подписки для корпоративных клиентов, электронные журналы, специальные приложения для мобильного чтения для различных смартфонов, айпадов, и др. Будет также продолжено и усовершенствовано направление мобильных приложений, аудио и видео контента, и др.
В фокусе внимания остается развитие услуг мобильного и фиксированного интернета. Мы видим, что мобильный интернет вытесняет другие сервисы мобильной связи — обмен мультимедийными и текстовыми сообщениями, голосовые звонки. К сожалению, у телеком рынка есть много «болевых точек», и главная – отсутствие доступа к услугам 3G/LTE. Это сдерживает рынок, потому что бизнес модель требует двигателей нового роста, а доступа к ним нет. Потому что большинство продуктов мобильной связи требуют скоростной передачи данных, а в Украине этого нет. Необходимо законодательно закрепить принцип «технологической нейтральности», что позволит операторам развивать новые технологии беспроводной передачи данных с использованием частот GSM диапазона.
Самое главное направление для 2014 года и на последующие периоды — улучшение всех процессов обслуживания клиентов, повышение качества этой работы. Наше видение — стать ближе к абоненту и его потребностям, максимально сократить время и дистанцию между клиентом и решением его вопроса.
Ольга Левкович