Общий показатель ввоза новых легковушек за январь-ноябрь 2013 г. снизился, по сравнению с 11 месяцами 2012 г., на 15 % —до 160 тыс. В деньгах падение составило 10 % — до $ 2,7 млрд.
Причины падения
Введение спецпошлин (в апреле 2013 г., в размере 6-13 % от таможенной стоимости автомобиля) и утилизационного сбора (4,7-30,2 тыс. грн в зависимости от комп лектации) повысило цены на иномарки, что негативно сказалось на их сбыте, объясняет уменьшение импорта руководитель отдела продаж легковых автомобилей Volkswagen компании «Порше Украина» Сергей Носенко.
По его словам, более всего снижение спроса на импортные автомобили заметно в бюджетном сегменте до €15 тыс., который занимает 60-70 % рынка.
В 2 раза упал импорт новых легковых автомобилей в ноябре 2013 г.
После подорожания украинские покупатели вынуждены были переориентироваться на машины, которые производятся на отечественных заводах, поскольку на них не вводились ни спецпошлины, ни утильсбор, объясняет он. Старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Алексей Андрейченко рассказывает, что в 2013 г. в Украине возобновилась местная сборка китайский автомобилей Geely, две новые модели Skoda вывела на рынок компания «Еврокар», активизировал сборку иностранных моделей завод «Богдан».
В результате доля машин украинского производства выросла с 10 % в начале года до 17 % на ноябрь 2013 г., утверждает Андрейченко. По мнению аналитика, на падение спроса на автомобили, в первую очередь импортные, также повлияла экономическая ситуация в стране.
«Из-за негативных экономических ожиданий покупатели отказываются делать дорогостоящие покупки», — говорит он. Кроме того, на спрос влияют высокие ставки по кредитам, а также обсуждаемые планы по отмене спецпошлин и связанная с этим надежда на удешевление, добавляет он.
Ситуация ухудшится
В декабре продолжится снижение импорта до 5,5‑6 тыс. шт., предполагает Сергей Носенко. Уменьшение поставок объясняется тем, что в декабре импортеры пытаются распродать со складов автомобили выпуска уходящего года.
По прогнозу Сергея Носенко, тенденция сокращения импорта будет отмечаться и в 2014 г. По его оценке, иностранные поставки уменьшатся до 120‑130 тыс автомобилей. Прогноз Алексея Андрейченко — более позитивный для импортеров.
По его мнению, в следующем году отечественным производителям удастся нарастить свою долю до 25 % от всего объема рынка, который составит 200 тыс. машин. Соответственно, на долю импортеров придется около 150 тыс. автомобилей.