Одной из самых распространенных ошибок стартаперов является неправильный подбор команды и/или неправильное распределение обязанностей внутри коллектива.
«Нашей первой ошибкой стала неправильно составленная команда. Для успешной реализации в команде обязательны 3 функции: Дизайн, Программирование, Маркетинг. У нас же был перекос в сторону программирования и маркетинга, но не было дизайнера. Сейчас мы исправили эту ошибку и работаем втроем», — делится опытом основатель Preply Кирилл Бигай.
Такой же разрушительный эффект имеют и неправильно выстроенные отношения в команде. «Главное — дать всем членам команды почувствовать свою причастность к общему делу и возможность самореализовываться. Это очень вдохновляет», — делится основатель стартапа Advice Wallet Станислав Матвиенко.
Часто создатели стартапов забывают о самом главном — о своих пользователях и фокусируются исключительно на идее. Такое построение проекта приводит к тому, что половина функционала в итоге становится абсолютно ненужной и только усложняет работу с сервисом.
«Значительной ошибкой считаю разработку проекта «под себя». Мы сами придумывали себе какой-то функционал, внедряли его и переходили к следующему. Никто не задавал себе вопрос: «А вообще нужна ли эта функция кому-либо?», «Использует ли её кто-нибудь?». Для того чтобы сделать успешный проект необходимо постоянно общаться с вашими клиентами и понимать, что для них необходимо в данный момент. Нужно сфокусироваться именно на их «боли» — самой острой проблеме, которую пользователи и хотят решить с помощью вашего продукта», — рассказывает основатель проекта «Метнись кабанчиком» Роман Киригетов.
3. Не зная броду, не суйся в воду
Чтобы вашу идею оценили по заслугам, не стоит браться за то, в чем вы плохо разбираетесь. Для того, чтобы стартап «выстрелил», надо быть экспертом в своем деле и понимать все процессы и механизмы.
«Не создавайте проекты на незнакомых рынках. Чтоб сделать качественный проект по той или иной тематике, необходимо быть в ней экспертом и клиентом своего стартапа. В частности, не нужно заниматься Интернет-маркетинговыми сервисами, если проработали в этой области менее 2-3 лет»,- советует основатель систем защиты от скликивания ClickFrog.ru, ScroogeFrog.com Константин Новофастовский.
4. Не стоит терять веру в себя
Стоит помнить, что неудачи бывают у всех. Удачный стартап отличается от 98% провальных именно упорством создателей и их верой в проект. Нельзя опускать руки и впадать в уныние.
«Если ваша идея ценная, но что-то идет не так: не получили нужных инвестиций, не смогли полностью монетизировать проект, поругались с партнерами и т.д., не отчаивайтесь! Нужно собраться и продолжать с новыми силами», — отмечает Стас Матвиенко.
5. Неправильная реклама
Прежде чем разворачивать активную рекламную компанию и тратить на нее огромные бюджеты, стоит четко определить, кто ваша аудитория и где она находится.
«Старайтесь заменять прямую рекламу BTL-коммуникациями. Работа с лидерами мнений, блогерами, профильными СМИ, реферальной программой, доклады, знакомства и вебинары приводят гораздо более вовлеченную аудиторию», — рассказывает Константин Новофастовский.
6. Если краткость — сестра таланта, то маленький коллектив — двигатель прогресса и успеха. Не раздувайте штат!
Помимо неправильного распределения обязанностей в коллективе, надо также помнить о том, что не стоит нанимать слишком много сотрудников.
«Раздутый штат приводит к большому «burn rate» (количесвтво денег, который компания тратит в месяц пока она убыточна) и уменьшает время на реализацию идеи. Мы решили для себя отказаться от большого количества специалистов в пользу интернов, которых мы обучаем в обмен на помощь» — рассказывает Кирилл Бигай.
7. Не бойтесь ошибок и не зацикливайтесь
Иногда случается, что из-за страха быть раскритикованными создатели стартапов не выходят в свет. Из-за такой изоляции есть риск, что идея придет еще кому-то в голову, и вы потеряете свой шанс.
Также не надо зацикливаться на изначальной идее. Даже, если она была идеальной. «Стоит постоянно совершенствовать и развивать свой проект, придавая ему новые возможности, открывая новые рынки и горизонты. Менять название, делать редизайнили — вообще менять концепцию стартапа. Изначальные идеи зачастую бывают сырыми и все стартаперыв — процессе развития проекта вдыхают в него новую жизнь», — рассказывает Матвиенко.
Татьяна Кривенко