Вчера на рассмотрение Кабинета министров был внесен законопроект АМКУ, предусматривающий смягчение наказаний для компаний, которые участвовали в антиконкурентных согласованных действиях и добровольно, но не первыми, сообщили об этом и предоставили важную для расследования информацию. Как рассказал источник из аппарата правительства, присутствовавший на заседании, документ в целом одобрили, но приняли решение доработать его, предварительно согласовав с администрацией президента и Генеральной прокуратурой. Ранее проект закона поддержали без замечаний в Минфине, Минэкономразвития, Минюсте и Госслужбе по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства.
Понять и простить
Действующим законодательством предусмотрено, что компания может избежать штрафов, если первой сообщит в АМКУ о сговоре с другими субъектами. При этом остальные участники картеля будут отвечать в полной мере. В октябре прошлого года АМКУ разработал порядок освобождения от ответственности, которым пришедшему с чистосердечным признанием гарантируется конфиденциальность. По информации советника ЮФ Sayenko Kharenko Дмитрия Тараника, за год ни одна компания не воспользовалась такой возможностью именно потому, что законодательство освобождает от ответственности только одного участника согласованных действий. «Соответственно, основной проблемой для компаний, которые хотят сдаться, является необходимость быть первыми. При этом никаких гарантий, что другая компания не обратилась в АМКУ, нет. В результате все боятся приходить в комитет с повинной», — подчеркнул Тараник.
Согласно проекту АМКУ, компании, пришедшие в комитет «вторыми», могут рассчитывать на смягчение штрафа. Однако не уточняется, о каком именно уменьшении санкций идет речь. По словам Тараника, в законодательстве других стран, в том числе России, Японии и государств Евросоюза, этот момент урегулирован. «Если компания сдалась первой, она получает 100 %-й иммунитет от штрафа, вторая заплатит 50 %, третья — 25 %», — объяснил юрист и уточнил: одним из наибольших плюсов такого подхода для бизнеса является то, что сам штраф становится предсказуемым, что особенно важно для крупных международных компаний.
10 % годового оборота компании составляет максимальный штраф за нарушение законодательства об экономической конкуренции
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, принятие указанных изменений станет очередным этапом адаптации украинской законодательной базы к европейской. И что более важно — в случае принятия законопроекта парламентом у АМКУ появится возможность более эффективно разоблачать согласованные действия предприятий и создавать надлежащую доказательную базу по этим делам. «Основной проблемой в раскрытии картельных сговоров является сложность их доказывания. Если участники картеля были достаточно умны, чтобы не оставлять письменных свидетельств сговора, а также отсутствуют видео / аудио записи соответствующих переговоров, то АМКУ остается строить обвинение, опираясь исключительно на косвенные доказательства», — разъясняет юрист.
Своих не сдаем
Указанные изменения в закон о защите экономической конкуренции были разработаны АМКУ еще летом. До недавнего времени с документом можно было ознакомиться на сайте ведомства. Редакция вынесенного вчера на заседание Кабмина проекта мало чем отличается от предыдущей версии. Некоторые из опрошенных экспертов считают, что активизация действий по его принятию может быть связана с последними расследованиями АМКУ, в частности относительно сговора группы ритейлеров. Также комитет инициировал расследование в отношении иностранных фармацевтических компаний. В случае если вина последних будет доказана, каждой из них грозят штрафы до 10 % от годового оборота.
До настоящего времени АМКУ смог доказать не так уж и много картельных сговоров. В прошлом году комитет оштрафовал 14 предприятий ассоциации «Мебледеревпром» за согласованные действия. Однако ввиду шаткой доказательной базы компаниям удалось в судебном порядке опротестовать большую часть штрафа.
Опрошенные эксперты говорят о двух возможных последствиях последней инициативы АМКУ. С одной стороны, компании могут использовать этот механизм для защиты своих интересов, с другой — как средство антиконкурентного давления на партнеров. Исполнительный директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко говорит, что спрогнозировать реакцию бизнеса на такое предложение можно будет после того, как станет понятно, в каких объемах возможно смягчение штрафов. «И сейчас существует вилка штрафов. Но компании сталкиваются с тем, что даже за небольшие правонарушение, которые они признают, им приписывают максимальную ставку. В этом году на примере некоторых компаний — членов ассоциации мы убедились в том, что АМКУ идет по пути назначения максимального размера штрафов. Если шкала будет слишком размытой и не будет понятно, для какого правонарушения какой размер штрафа, то в руках АМКУ это может стать инструментом давления на бизнес».Адвокат ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Сергей Денисенко считает: вероятнее всего, даже с учетом предлагаемых законопроектом изменений, не стоит ожидать, что интенсивность обращения к порядку освобождения от ответственности достигнет уровня ЕС, где за первые шесть лет было зафиксировано 80 случаев обращения. «Предлагаемые изменения однозначно должны способствовать снижению бизнес-рисков в ситуациях, когда перед участником рынка стоит вопрос: приходить ли ему в АМКУ пусть и не первым, но с возможностью значительного уменьшения возможного штрафа, или обходить комитет стороной вне зависимости от возможных последствий», — говорит Денисенко.