«Сейчас в министерстве экономического развития и торговли Украины отрабатывается вопрос об этапах и размерах либерализации этой меры», — заявил он, добавив, что существует три возможных варианта смягчения меры, не уточнив их сути.
Как сообщалось, в Украине с 14 апреля введены специальные пошлины на импорт новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения и экспорта. В конце октября Япония инициировала консультации с Украиной по поводу введенных ограничений импорта легковых автомобилей.
В конце октября Япония инициировала консультации с Украиной по поводу введенных ограничений импорта легковых автомобилей. По мнению Токио, эти меры были введены вразрез с положениями генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) и соглашением ВТО о защитных мерах. Японские власти считают, что у Киева отсутствовали достаточные основания для введения таких ограничений (увеличение импорта, серьезный ущерб для отечественной промышленности, причинно-следственные связи). Помимо того, по мнению Токио, были нарушены процедурные требования при введении защитных мер. Позднее к консультациям присоединились Россия и Евросоюз.
О своей обеспокоенности таким решением, принятым без консультаций с заинтересованными странами, заявили также США, Южная Корея, Турция и Россия. При этом Турция в качестве ответной меры ввела дополнительную пошлину в 23% на импорт украинских очищенных и неочищенных грецких орехов в рамках статьи 8.2 соглашения о защитных мерах ВТО, которая разрешает вводить компенсационные пошлины за нарушение требований этой организации о проведении консультаций с заинтересованными странами перед введением защитных мер. Согласно данным Bloomberg, это был первый случай применения этой статьи в истории ВТО. Турция уточняла, что импорт украинских орехов в 2012 году составил $26,7 млн, что выводит на суммарные пошлины $6,1 млн — это полностью соответствует сумме пошлин на импорт турецких автомобилей, который в минувшем году был равен $55 млн. В Украине с 14 апреля введены специальные пошлины на импорт новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1000-1500 куб. см в размере 6,46% и 1500-2200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения и экспорта.
Помимо того, Россия 9 июля уведомила о планах введения подобных ответных пошлин на импорт из Украины шоколада и шоколадных изделий, флоат-стекла и угля. Москва оценила ущерб от введенных пошлин на импорт автомобилей в $36,12 млн ежегодно, так как их ввоз в минувшем году составил $327,63 млн.
Россия, в частности, намерена обложить дополнительной пошлиной в 0,1 евро за 1 кг украинский импорт шоколада (поставки в 2012 году — 103,87 тыс. тонн) и кондитерских изделия из сахара и их заменители, изготовленные из заменяющих сахар продуктов, содержащие какао (2 тыс. тонн). Это должно принести дополнительно $13,4 млн.
Экспорт флоат-стекла с Украины в РФ в минувшем году составил $20,5 млн, поэтому предлагаемая Москвой пошлина в 15% должна принести $3,08 млн. Больше всего пострадают украинские экспортеры угля, поставившие в Россию в 2012 году на $36,1 млн: заявленная Россией пошлина в 54% означает потери минимум $19,49 млн.
Эти ответные санкции Москва планирует ввести после согласования со странами Таможенного союза — Казахстаном и Белоруссией.
Украина в свою очередь присоединилась к консультациям с Россией, инициированным ЕС и Японией, в связи с введенным Москвой в 2012 году утилизационным сбором на автомобили, резко сократившим экспорт этой украинской продукции. Россия по итогам этих споров внесла поправки в законодательство, создав равные условия для отечественных производителей и импортеров.