Согласно предложенным «Укравтодором» изменениям к постановлению правительства N221 от 28 февраля 2002 года, когда была создана Государственная акционерная компания (ГАК) «Автомобильные дороги Украины», предлагается снять запрет на конвертацию акций ГАК при выделении, слиянии, присоединении, преобразовании. В конце октября Министерство инфраструктуры без замечаний согласовало правки, предложенные «Укравтодором». Документ еще должны одобрить Минфин, Минэкономразвития и Фонд госимущества.
Советник главы «Укравтодора» Владимир Галушко говорит, что принятие проекта постановления Кабмина позволит создать холдинговую компанию, а ее дочерние предприятия станут публичными акционерными обществами. Управлять облавтодорами сможет как «Укравтодор» через ГАК, так и обладминистрации, которые могут получить 100% акций акционерных областных компаний.
«Это даст возможность в будущем развивать их за счет средств местных бюджетов или инвесторов после приватизации. Мы хотим создать рынок услуг по эксплуатации и содержанию дорог. ПАО смогут самостоятельно, без вмешательства „Укравтодора“ брать кредиты и другие заимствования»,— говорит господин Галушко.
Это решение принимается в рамках Концепции реформирования системы государственного управления автомобильными дорогами общего пользования, которая была одобрена в 2011 году. В ней, в частности, говорится о передаче управления автомобильными дорогами всем областям страны, автономной республике Крым и Севастополю.
ГАК «Автомобильные дороги Украины» находится под управлением «Укравтодора». Компания отвечает за ремонт, строительство и содержание дорог общего пользования. ГАК была создана путем передачи имущества госпредприятий, входивших в состав Украинской государственной корпорации по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, дочерним предприятиям. Сейчас она объединяет 25 дочерних предприятий —облавтодоров и предприятия «Львовский дорсервис», «Севастопольский упрдор», «Захиддорвыбухпром», «Эксбуд», ШРБУ N100 и пансионат «Дорожник».
В новом статусе облавтодоры смогут закладывать акции для привлечения финансирования, считает партнер юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Денис Лысенко.
По его словам, в перспективе могут быть созданы совместные предприятия государственно-частного партнерства. «Такие компании интересны инвестору, так как у них фактически существуют эксклюзивные права на доступ к рынку, у которого практически нет конкурентов. В будущем есть шансы вывести акции этих акционерных компаний на фондовый рынок для повышения капитализации»,— говорит советник практики корпоративного права юридической фирмы Integrites Ярослав Абрамов.
Впрочем, есть и опасения, что облавтодоры не смогут привлечь крупные суммы на хороших условиях. «Сейчас нет ясности, станет ли государство гарантировать привлечение средств акционерными компаниями, как это делается в случае с „Укравтодором“, а гарантии местных бюджетов вряд ли будут иметь такой же эффект»,— полагает исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«Во второй половине 2014 года ожидается снижение эмиссии в США, что повлечет за собой увеличение стоимости заимствований. Акционирование облавтодоров прежде всего должно способствовать переводу их в концессию — это самый востребованный и распространенный в Европе путь развития субъектов хозяйственной деятельности»,— говорит Олег Устенко.