Падение продаж наблюдается уже третий месяц подряд, что повлияло на статистику 10 месяцев. За это время было продано, по данным SMD, 945 млн упаковок, что на 1,6 % меньше, чем за такой же период прошлого года.

Правда, в денежном выражении продажи все еще растут — на 4,6 %, до 2,1 млрд грн, — однако темпы роста по сравнению с началом года снизились в три-четыре раза.

Традиции надоели

Потребление традиционных препаратов сокращается, рассказывает заместитель генерального директора фармацевтического холдинга STADA CIS Иван Глушков. Вместо устаревших препаратов на рынок выводятся инновационные и современные медикаменты, которые необходимо принимать реже, чем их устаревшие аналоги, поясняет падение продаж в упаковках заместитель директора компании SMD Евгений Живодерников.

«Дистрибьюторам и аптекам невыгодно продавать такие (устаревшие) лекарства из‑за их низкой цены и, соответственно, невысокой маржи», — говорит эксперт.

Аналоги наступают

Замедление роста рынка в денежном выражении свидетельствует о постепенном его насыщении, считает Глушков. Украинские производители активно выводят на рынок дешевые копии дорогих иностранных препаратов, добавляет Живодерников.

Напомним, компания «Фитофарм» предложила потребителям аналог «Виагры» — «Эротон», а «Фармак» — копию французского оригинального препарата Plavix с действующим веществом сlopidogrel «Тромбонет» и т. д.

Свою роль сыграли и проблемы некоторых иностранных производителей лекарств с продажами на территории Украины. Напомним, с середины мая по октябрь Государственная служба по лекарственным средствам запретила продажу в Украине препаратов немецкой компании Heel.

На 6,4 % упали продажи лекарств в упаковках в октябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года

Благодаря этим факторам, а также тому, что с 15 февраля в Украину запрещен ввоз лекарств, которые не имеют сертификата GMP, доля отечественных препаратов в структуре продаж выросла.

По данным специализированного портала Apteka.ua, в октябре 2013 г. доля украинских препаратов выросла по сравнению с таким же периодом прошлого года на 3,1 % — до 34,8 % — в денежном выражении и на 2,8 % — до 67,2 % — в натуральном.

Факторов, которые могли активизировать продажи, опрошенные эксперты не видят. В 2013 г., по мнению Живодерникова, продажи лекарств в упаковках снизятся на 1,5 %, а в денежном выражении вырастут на 10 %. В 2012 г., по данным Apteka.ua, было продано 1,96 млрд упаковок лекарств — на 31,7 млрд грн.