Регуляторам придется изобретать способы достижения ценовой стабильности, если традиционная монетарная политика перестанет работать, заявил Нуайе.
«Мы видим вероятность того, что низкая инфляция сохранится некоторое время, — сказал он на конференции в Токио. — Мы будем удерживать ключевую ставку низкой в течение долгого времени или даже снизим ее, если это будет необходимо для ценовой стабильности».
Член исполнительного совета ЕЦБ Бенуа Кер сказал, что замедление роста цен, или дезинфляция, в Европе продолжится, но не перерастет в дефляцию, поскольку экономика восстанавливается, а инфляционные ожидания остаются зафиксированными на уровне около 2 процентов.
Замедление инфляции в еврозоне заставило ЕЦБ снизить основную ставку рефинансирования до рекордного минимума 0,25 процента в ноябре. Консервативное меньшинство регуляторов голосовало против такого решения, что обострило опасения по поводу раскола в банке.
Поскольку номинальная ключевая ставка ЕЦБ близка к нулю, возникли также опасения о том, достаточно ли у ЕЦБ инструментов, чтобы бороться с замедлением роста цен.
Обязанность ЕЦБ — удерживать инфляцию близко, но чуть ниже 2 процентов. Центробанк смягчил политику, чтобы предотвратить снижение инфляционных ожиданий, сказал Нуайе.
Недавнее сокращение зарплат в некоторых европейских странах является благоприятным для конкурентоспособности, поскольку это позволит изменить тенденцию слишком быстрого роста зарплат, добавил он.
В то же время, ЕЦБ не хочет, чтобы инфляция стала слишком низкой, так как это тоже может поставить ценовую стабильность под угрозу, сказал он.
Кер отметил, что экономика Европы стабилизируется, а банковский сектор укрепляется, но регуляторам необходимо продолжать структурные реформы, чтобы снизить безработицу и подстегнуть деловые инвестиции.
Поскольку инфляция в еврозоне составляет 0,7 процента, что намного ниже 2-процентного ориентира ЕЦБ, некоторые регуляторы недавно заявили, что готовы к принятию новых мер, которые остановят дефляционное давление, вызванное ухудшением экономического прогноза.
В поисках «запаса прочности»
Сокращая ставку рефинансирования, «мы действовали не потому, что предвидели материализацию дефляционных рисков в еврозоне», сказал Кер. «Скорее, мы действовали потому, что хотели сохранить значительный запас прочности над нулевой инфляцией».
Так как экономика еврозоны снова растет, инфляция очень медленно вернется к уровню, близкому к 2 процентам, сказал Кер, добавив, что одна только монетарная политика не может обеспечить продолжительное экономическое восстановление.
Чтобы добиться повышения потенциальной скорости роста и избежать порочного круга, где слабые надежды на рост заставляют компании откладывать инвестиции, которые могли бы подстегнуть рост, нужны глубокие структурные реформы.
На прошлой неделе глава ЕЦБ Марио Драги сообщил, что на последнем заседании руководство банка активно обсуждало снижение депозитной ставки, которая сейчас равна нулю, до негативного значения, но новостей с тех пор нет.
В случае перевода депозитной ставки в негативную плоскость Центробанк фактически будет брать с банков деньги за хранение их средств на своих счетах. Это может заставить банки выдавать больше кредитов, что, в свою очередь, снизит дефляционное давление.