Основную часть доходов городского бюджета традиционно обеспечили налоги (7,9 млрд грн). Впрочем, уровень поступлений по некоторым из них оставляет желать лучшего. За десять месяцев город собрал 6,1 млрд грн налога на доходы физических лиц — лишь 74,4 % годового плана.

Гораздо хуже обстоят дела со вторым по объему источником доходов бюджета Киева — платой за землю. За три квартала удалось собрать всего 1,6 млрд грн, или 38,7 % от запланированного.

Значительно лучше со сбором налога на прибыль предприятий. По итогам десяти месяцев городу удалось перевыполнить годовой план по поступлениям и собрать 56 млн грн.

Впрочем, это не свидетельствует о повышении бизнес-активности в столице. Из пояснительной записки финансового департамента КГГА к отчету о выполнении городской сметы по итогам III квартала следует, что еще в сентябре большую часть собранного налога на прибыль — около 30 млн грн — составляли авансовые платежи предприятий.

Расходная часть бюджета столицы в январе-октябре составила 13,6 млрд грн, в том числе за счет общего фонда — 10,9 млрд грн, или 65 % годового плана, за счет специального фонда — 2,7 млрд грн. Затраты спецфонда за десять месяцев город выполнил меньше чем наполовину — всего на 45,9 %.

Дырявый бюджет

Ранее замглавы парламентского комитета по вопросам госстроительства и местного самоуправления Наталья Новак прогнозировала, что дефицит городской сметы к концу года достигнет 2‑2,5 млрд грн. Председатель КГГА Александр Попов оценивал его 2 млрд грн. По итогам десяти месяцев, согласно отчетности КГГА, дефицит бюджета составил 0,9 млрд грн. По словам директора финансового департамента КГГА Владимира Репика, существует два возможных сценария его покрытия: либо резать расходы, либо искать дополнительные источники доходов.

Судя по всему, Киев пошел вторым путем. В октябре Киевсовет внес изменения в правила проведения инвестконкурсов, разрешив заказчику конкурса — коммунальной организации или органу власти — требовать от победителя возместить расходы на подготовительные работы и на социальную и инженерно-транспортную инфраструктуру. Новые требования позволят экономить деньги бюджета и пополнять его за счет инвесторов, сообщала ранее пресс-служба КГГА. Эффект от новшеств руководство Киева ожидает уже в IV квартале.

12,7 млрд гривен достигли за десять месяцев доходы столичного бюджета

«Полнота финансирования защищенных статей бюджета зависит от того, насколько успешно город проведет переговоры с правительством о дополнительных дотациях из госбюджета на эти цели», — указывает член бюджетной комиссии Киевсовета Лев Парцхаладзе (депутатская фракция «Перспективы столицы»). С ним согласен и глава профильной комиссии Роман Ярошенко (внефракционный). «Финансирование защищенных статей города на 80 % зависит от госбюджета, и к концу года Кабмин их наверняка закроет. Тогда как невыполненные обязательства по статьям развития лягут в кредиторскую задолженность города, которая будет выплачиваться в следующем году», — подчеркнул он.

Проблемный заемщик

Невыполнение Киевом плана по доходам еще больше усилит его зависимость от займов Государственной казначейской службы. Последние город привлекает, чтобы покрыть кассовые разрывы для обеспечения защищенных статей — выплат зарплат и стипендий, закупки медикаментов и продуктов питания для бюджетных учреждений.

Киев больше других регионов зависит от займов Госказначейства и является крупнейшим должником государства. На 1 ноября просроченная задолженность города по взятым в 2009‑2012 гг. у Госказначейства кредитам составляет 2,9 млрд грн. Это больше половины суммы задолженности всех регионов перед государством (4,7 млрд грн).

К концу года долги столицы могут увеличиться еще на полмиллиарда гривен. Такую сумму среднесрочных займов город привлек у государства с начала года. Как объяснил Владимир Репик, среднесрочные займы предоставляются городу по решению Министерства финансов на сумму невыполнения первой корзины доходов горбюджета — налогов и сборов, закрепленных Бюджетным кодексом (БК) за местными бюджетами. «Один из вариантов — списать эти долги. Прецеденты уже были, но Минфин утверждает, что тогда действовала старая редакция БК, которая это разрешала, а сейчас такие маневры запрещены», — сообщил источник в аппарате КГГА. Эти долги отдаются за счет перевыполнения доходов городского бюджета, однако Киеву не стоит на это рассчитывать, признал собеседник издания.