Вчера в Минэнерго заявили, что в октябре 2013 года по сравнению с сентябрем украинские нефтеперерабатывающие заводы увеличили переработку нефти на 42,1%, до 385,3 тыс. т. По сравнению с октябрем прошлого года переработка нефтяного сырья выросла на 35,7%. 

Рост произошел за счет увеличения загрузки принадлежащего ВЕТЭК Сергея Курченко Одесского НПЗ на 194,2%, до 173 тыс. т. «Укртатнафта» (Кременчугский НПЗ) сохранила переработку нефти на уровне сентября — 212,3 тыс. т. Лисичанский, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ ничего не перерабатывали. В целом за январь-октябрь 2013 года украинские заводы сократили переработку сырья на 31,8% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го — до 2,2 млн т. 

Генеральный директор консалтинговой компании «А95» Сергей Куюн отмечает, что в будущем объем переработки на Одесском НПЗ может вырасти до 200 тыс. т нефти в месяц. «Экономика переработки на этом заводе сегодня вполне позволяет нарастить ее до подобного объема»,— поясняет эксперт компании Upeco Александр Сиренко. Кроме того, он напоминает, что 4 ноября МЭРТ опубликовал свой приказ N1240 от 17 октября, в котором очередной раз перенес сроки вступления в силу новых нормативов по дизельному топливу. Эти нормы должны были вступить в силу с 1 ноября 2013 года, но министерство продлило действие прежних стандартов до 1 июля 2014 года. «Продление „Евро-3“ позволит сохранить переработку на Шебелинском ГПЗ»,— заявляет эксперт. 

Вице-президент по переработке и нефтехимии компании «Роснефть» Игорь Павлов ранее сообщил о планах по запуску Лисичанского НПЗ весной 2014 года. По его словам, сейчас на заводе проходит плановый капитальный ремонт, в котором задействовано около 800 человек. А глава Минэнерго Эдуард Ставицкий заявил, что ведет переговоры с нефтедобывающими компаниями об увеличении поставок сырья на Кременчугский НПЗ в следующем году на 3 млн т. 

Несмотря на то что украинские НПЗ продают свои нефтепродукты в среднем на 12-15% дешевле, чем импортеры, отечественные нефтепродукты пока оказывают лишь незначительное влияние на внутренний рынок, и цены на нем остаются неизменными. «Цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке в октябре не изменились, поскольку их диктуют импортеры, на которых приходится порядка 75% продаваемого в стране топлива»,— отметил господин Сиренко. Для того чтобы переработчики начали оказывать ценовое влияние на рынок, они должны начать контролировать не менее 40% продаж, сказал он. Добиться столь значительного роста доли украинских нефтепродуктов можно лишь при условии предоставления льгот переработчикам, пояснил Сергей Куюн.