Чуть более недели назад вице-премьер Юрий Бойко заявил, что НАК «Нафтогаз Украины» больше не планирует в этом году закупать значительные объемы топлива у «Газпрома», а будет использовать газ, закачанный в подземные хранилища (ПХГ). «Мы будем подходить с точки зрения только обеспечения собственной коммунальной сферы, а обеспечение поддержки в пиковые режимы транзита для „Газпрома“ — это уже будет задание, которое мы будем выполнять факультативно»,— сказал господин Бойко. В середине прошлой недели министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий поддержал коллегу, заявив, что «Нафтогаз» благодаря теплой погоде сможет не закупать российский газ до конца года. 

Однако уже к концу прошлой недели «Нафтогаз», согласно пятничному заявлению главы российской компании Алексея Миллера, перестал поднимать газ из ПХГ и возобновил его покупку у «Газпрома». Оно было сделано после телефонного разговора премьер-министра Николая Азарова и его российского коллеги Дмитрия Медведева, по итогам которого стороны договорились «сделать все необходимое, чтобы обеспечить бесперебойную поставку газа европейским потребителям». Диалог продолжится 20 ноября в Санкт-Петербурге, где будет обсуждаться восстановление объемов товарооборота между двумя странами. 

Таким образом, преодолена очередная острая фаза конфликта между «Газпромом» и «Нафтогазом». Она началась с того, что глава российской монополии Алексей Миллер 29 октября пригрозил перевести «Нафтогаз» на предоплату из-за просрочки платежа за август. Заявление было сделано за месяц до саммита Восточного партнерства, на котором Украина может подписать соглашение об ассоциации с ЕС. «Нафтогаз» не смог заплатить и стал «переписывать» закупленные Украиной в октябре объемы на Ostchem бизнесмена Дмитрия Фирташа, обменивая их на свой газ в ПХГ. В «Газпроме» восприняли снижение запасов «Нафтогаза» в ПХГ как нарушение договоренностей о транзите в Европу и выставили компании счет на все объемы октября. «Нафтогаз» отказался закупать российский газ до конца года. 

Однако на прошлой неделе «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины» по итогам прошедших в Москве переговоров все-таки подписали акт сдачи—приемки газа за октябрь, ставший предметом конфликта в последнюю неделю. «Нафтогаз» пытался убедить «Газпром» в том, что большая часть из поставленных в октябре в Украину 3,2 млрд кубометров топлива принадлежит Ostchem.

Однако «Нафтогаз» признал покупку 1,4 млрд кубометров газа в октябре, а его общий долг перед «Газпромом» вырос до $1,3 млрд. «До конца года „Нафтогаз“ не будет более закачивать газ в украинские ПХГ за свой счет, это главный положительный итог переговоров для нас,— сообщил источник в Минэнерго.— Закупки из трубы будут продолжаться в объеме 100-110 млн кубометров в сутки при нынешней погоде (до 3,3 млрд кубометров в месяц). Кроме того, мы договорились об определенной отсрочке со стороны «Газпрома» в уплате долга в размере $1,3 млрд". Источник в «Газпроме» подтвердил, что переговоры об отсрочке велись, но документы не подписаны. Условия возможной отсрочки неизвестны, ранее в «Газпроме» заявляли, что на платеж за август начисляется 6% годовых. 

По мнению директора энергетических программ центра «Номос» Михаила Гончара, российская монополия заинтересована в том, чтобы договориться с Украиной о бесперебойном транзите, поскольку ответственность перед европейскими потребителями несет она, а не «Нафтогаз». Природу конфликта глава международного энергетического клуба Q-club Александр Тодийчук объясняет тем, что «накануне саммита в Вильнюсе Россия показывает украинским властям, насколько они зависят от расположения „Газпрома“». По его мнению, конфликт был урегулирован и на политическом уровне. Неделю назад состоялся визит президента Виктора Януковича в Москву, в ходе которого, судя по всему, были достигнуты некоторые договоренности относительно интеграции Украины, полагает эксперт.