«Это обычная новогодняя услуга. Мы подсчитали, что в среднем абонент тратит 31 декабря около 12 грн, и решили предоставить абонентам на этот день безлимитный пакет, который будет стоить в несколько раз дешевле», — пояснил представитель МТС.
Исходя из описания предложения, оно позволит сэкономить абонентам деньги — за безлимитную связь в последний день года клиенты оператора заплатят по 5 грн. Причем многие этого даже не заметят — сумма будет снята автоматически с каждого абонента, который пользуется предоплатным тарифом, если тот пополнит счет на 9 грн. Избежать расходов смогут клиенты, которые пользуются специализированными тарифами — для туристов, для интернет-подключений и т. п.
Получается, что за новогодний безлимит МТС сможет собрать со своих абонентов десятки миллионов гривен, ведь ее клиентами являются 21,6 млн человек, львиная доля которых использует как раз предоплатную систему расчетов.
Абонент может и отказаться от услуги. Но для этого при каждом пополнении счета до 30 декабря ему нужно будет набирать специальный номер, предупредил оператор.
МТС позиционирует новогоднее предложение как полный безлимит — неограниченные звонки внутри сети, на городские номера, СМС по Украине, интернет-подключение, а также звонки за границу. Но, согласно описанию тарифа, на звонки на другие работающие в Украине мобильные сети его действие не распространяется. Кроме того, в списке из 27 стран, куда 31 декабря можно будет звонить без ограничений, нет России и Беларуси, а именно в эти страны в основном и звонят украинцы. Около 70 % международного трафика по‑прежнему уходит в Россию, рассказывал недавно президент «Киевстара» Игорь Литовченко.
Забота регулятора
Предоставление такой услуги не согласуется с основными нормами Правил предоставления телекоммуникационных услуг, утвержденных Кабмином в 2012 г. Согласно этому документу, оператор не имеет права предлагать потребителю услугу, от которой тот может отказаться, только если предпримет соответствующие действия (например, позвонит на специальный номер, как в случае с МТС).
12 грн в среднем тратит на новогодние поздравления абонент МТС
Однако МТС уже не впервые пытается вводить подобные услуги. Например, некоторое время назад компания ввела услугу «Гудок», позволяющую заменить стандартный звук вызова абонента на определенную мелодию. Сперва компания предоставляет эту услугу бесплатно, а по истечении месяца тестирования начинает брать за нее деньги, не предупреждая клиента. В августе этого года Национальная комиссия по вопросам регулирования связи и информатизации потребовала от МТС отказаться от такой практики. Как рассказывал тогда директор по корпоративному управлению и контролю компании Олег Проживальский, оператор согласился с доводами регулятора и пообещал больше таких нарушений не допускать.
Вчера представитель МТС не стал пояснять, почему компания вновь предложила противоречащую требованиям регулятора услугу.
Директор по маркетингу «Астелит» (торговая марка life:)) Денис Захаренко отмечает, что навязываемые услуги, помимо конфликта с регулятором, чреваты также шквалом звонков и жалоб со стороны бдительных пользователей. «У нас в одном из тарифов был пакет sms, за который со счета автоматом снималась небольшая сумма. Но несмотря на то, что это были изначальные условия, на которых абонент подключался к пакету, у многих все равно были вопросы, куда пропадают деньги со счета», — вспоминает собеседник. По его словам, компании пришлось отказаться от этого сервиса: «Лучше пусть абоненты сами выбирают и покупают sms-пакеты».
От безысходности
Участники рынка отмечают, что операторы прибегают к тарифным трюкам не от хорошей жизни. «До 2008 г. наблюдался органический рост доходов. Абоненты все больше говорили, появился мобильный интернет», — вспоминает Захаренко. Но сейчас, по его словам, пользование стандартными услугами уменьшается и рынок тает. В частности, из‑за того, что абоненты покупают все больше смартфонов на две sim-карты, уменьшается количество дорогих межсетевых звонков, за границу украинцы все чаще звонят через специализированные приложения наподобие Viber и Skype, а услуги мобильного интернета не обеспечивают быстрого роста доходов, так как конкуренция между операторами по‑прежнему высока.
Органически рынок в этом году должен сократиться примерно на 4 %, но операторы не хотят показывать минусов в отчетности и начинают придумывать пути, как это сделать, объясняет Захаренко. Такая тактика (нет кардинально новых услуг, тарифы номинально не повышаются, но появляется масса скрытых и обязательных платежей) приводит к росту недовольства среди пользователей. В 2012 г. на «Киевстар» в НКРСИ пришла 161 жалоба, на «МТС Украина» — 70, на «Астелит» (торговая марка life:)) — 14. А только за первое полугодие этого года на мобильных операторов в общей сложности пожаловались 611 раз — вдвое больше, чем за весь прошлый год.