Снижение кооперации и повышение пошлин приведут к торможению темпов роста ВВП Украины, утверждают в банке. И хотя экономические расчеты важны, стратегический выбор страны должен опираться на другие факторы, отмечают эксперты. Таможенный союз (ТС) сделал, возможно, последнюю попытку за две недели до саммита Восточного партнерства в Вильнюсе экономическими аргументами убедить Украину в ошибочности подписания соглашения об ассоциации с ЕС.

Вчера в Москве на конференции по евразийской интеграции представители Евразийского банка развития заявили, что в случае подписания соглашения с ЕС Украина ощутит торможение экономического роста вне зависимости от введения санкций со стороны ТС. Согласно исследованию банка «Экономическая и технологическая кооперация в разрезе секторов Единого экономического пространства и Украины», даже если соглашение с ЕС не приведет к изменению торгового режима Украины с ТС, темпы роста украинской экономики в 2015 году замедлятся на 0,92 процентных пункта (п.п.), а в последующие пять лет — на 1,38 п.п. в год. До 2030 года ожидается отрицательное влияние на уровне 1,18 п.п. в год.

Такой негативный эффект, по мнению соавторов отчета — экспертов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАН Украины, будет вызван отказом РФ от сотрудничества с Украиной в научно-технической и оборонной сферах. «Россия будет стремиться ограничивать закупки украинской машиностроительной продукции теми видами товаров, которые не могут быть замещены внутренним производством или закупками из внешних источников. Постепенно этот объем может замещаться развитием аналогичных производств на территории России»,— говорится в отчете. Чувствительными к таким изменениям будут авиастроение, производство и ремонт морской техники. «Пока у нас нет возможности отказаться от украинского экспорта по ряду сфер»,— признает заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.

Эксперты банка признают, что «положительная динамика в производстве машин и оборудования может быть связана с приходом крупных европейских производителей на украинский рынок». Однако опережающие темпы роста аналогичного производства в ТС не позволят украинским производителям ориентироваться на ТС. При этом не ожидается сокращение аграрного экспорта в ТС, хотя «наличие зоны свободной торговли с ЕС будет ограничивать возможности наращивания экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции в Едином экономическом пространстве». В случае появления изъятий в торговле с ТС после создания зоны свободной торговли Украины и ЕС темпы украинского ВВП замедлятся в 2015 году на 1,8 п.п., а к 2020 году — до 1,46 п.п. Пессимистический сценарий — повышение всех таможенных ставок до уровня разрешенного ВТО — учитывает торможение на 1,13 п.п. и 1,56 п.п. соответственно.

По словам директора Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерия Гееца, с подобными проблемами сталкивались страны, вступавшие в ЕС. «Как показал опыт прибалтийских стран, эта проблема решалась с помощью миграции населения. Однако такой механизм в большей мере применим к небольшим государствам»,— отмечает он. Кроме того, господин Геец говорит, что ухудшение торговых связей со странами ТС больше всего ударит по населению восточных областей Украины, «традиционно менее склонных к миграции».

Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер уверен, что при выборе Украиной интеграционного объединения вопрос экономического развития важен, но остается второстепенным. «Конечно, экономические расчеты должны быть на столе у того, кто будет принимать решение. Но это не критерий выбора, а лишь цена,— объясняет эксперт.— Это решение о цивилизационном выборе судьбы страны». Критерием, по его мнению, становится перспектива развития страны. «Условия России крайне унизительны. Они заверяют, что пока будут покупать наш товар, а в ЕС мы никому не нужны, а если пойдем в Европу, то придется меняться. Но ведь Украина тогда будет другой. Да, нужно будет работать, чтобы в будущем получить высокие стандарты жизни, но если кому-то нравится нынешнее состояние, можно сделать выбор в пользу России»,— резюмирует господин Пасхавер.