Вчера Верховная рада обнародовала законопроект N3590 «О легализации доходов юридических и физических лиц», которым Григорий Смитюх (Партия регионов) предложил провести налоговую амнистию. Она не будет носить фискальный и конфискационный характер. В течение года юридические и физические лица—граждане Украины смогут в добровольном порядке задекларировать доходы — деньги, ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, имущественные права, объекты за рубежом, с которых не были уплачены налоги. Декларация, поданная в Министерство юстиции, должна содержать информацию о субъекте легализации, перечне имущества, его местонахождении и стоимости. В течение 10 дней Минюст будет выдавать свидетельство о легализации доходов, плата за которое составит 1% от стоимости легализуемых активов. Господин Смитюх уверен, что госбюджет получит до 3,5 млрд грн.
Согласно законопроекту, предоставленные Минюсту данные не подлежат проверке контролирующих органов. При этом субъекты освобождаются от обязательства раскрывать источники получения доходов (закон не распространяется на доходы, полученные преступным путем). Кроме того, они смогут без ограничений пользоваться и распоряжаться объектами собственности, а также правом размещать деньги в иностранных банках без получения разрешения Нацбанка. Таким образом, государство гарантирует, что против субъекта легализации не будет начато уголовное или административное преследование в рамках амнистии капиталов. Однако Минюст сможет предоставить информацию из декларации правоохранительным органам по решению Верховного суда, если против лица будет возбуждено уголовное дело, не связанное с легализацией. За другие случаи разглашения информации о легализуемых доходах должностных лиц Минюста могут лишить свободы на срок до пяти лет.
Одна из целей законопроекта — успокоить бизнес и дать ему гарантии Это не первая инициатива Григория Смитюха об амнистии капиталов. С 2007 года им было подано три инициативы, которые не выносили даже на первое чтение. Кроме того, Министерство доходов и сборов неоднократно обещало ввести всеобщее декларирование доходов физических лиц, для чего потребуется подача нулевой декларации. Источник в министерстве отмечает, что правовую оценку предложенного механизма они не смогут дать, пока документ официально не поступит в ведомство.
«Причем здесь Минюст, что он будет делать с этими данными дальше? Скорее всего, мы выступим против»,— заявляет собеседник. Господин Смитюх не верит в поддержку налоговиков.
«Одна из целей законопроекта — успокоить бизнес и дать гарантии, что за прошлое его проверять не будут. Однако это невыгодно контролирующим органам, так как снижается возможность проведения проверок»,— говорит он.
Его коллега по фракции, глава комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Виталий Хомутынник отмечает, что идея о легализации доходов поднималась, начиная с середины 1990-х годов, но так и не была реализована.
«Скорее всего, то же самое будет и с этим проектом. Вариант легализации доходов, который предложен, не сработает. Нужно понимать, что легализация полезна лишь как первый этап введения всеобщего декларирования расходов, а не только доходов»,— объясняет господин Хомутынник.
Согласно его данным, например, в результате проведения кампании легализации в Казахстане, в бюджет было уплачено только пятую часть того, что ожидали власти.
Первый заместитель главы комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан (УДАР) уверена, что смысл в налоговой амнистии будет тогда, когда в государстве ликвидируют причины перехода бизнеса в тень и реформируют судебную систему. «Сегодня гарантия непреследования есть, а завтра ее может не быть»,— поясняет она. Директор центра «CASE-Украина» Дмитрий Боярчук уверен: пока нет доверия к госорганам власти, которые занимаются перераспределением собственности, никто не захочет легализировать свои доходы. «Сейчас не тот момент выбран — денег в бюджете нет, поэтому у контролирующих органов будет соблазн проверить. В Украине выборочное законодательство — как слово дал, так от него можно и отказаться»,— считает эксперт.