Упомянутые нормы были заложены в Налоговый кодекс (НК) еще в 2010 г. и должны были вступить в силу 1 января 2014 г. Но против этой инициативы еще в августе выступил руководитель миссии МВФ в Украине Николай Георгиев, который в письме к премьер-министру Николаю Азарову высказывал опасения относительно формирования доходной части бюджета на следующий год.
«По нашему мнению, новые инициативы могли бы навредить развитию экономической активности в стране и негативно отразиться на осуществлении столь необходимого корректирования фискальной ситуации», — говорилось в письме.
«Рост налоговой базы в следующем году будет низким, в пределах 4-5 %. В таких условиях снижение ставок по ключевым налогам практически оставило бы доходы бюджета на уровне текущего года», — уверен руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук.
21,5 млрд гривен дополнительных средств поступит в государственный бюджет от сохранения ставок по НДС и налогу на прибыльРанее в правительственных расчетах к проекту госбюджета-2014 указывалось, что в случае запланированного снижения ставки по НДС и налога на прибыль госказна недосчитается 21,5 млрд грн. Причем 3,8 млрд грн она недополучила бы от налога на прибыль предприятий и 17,7 млрд грн — от налога на добавленную стоимость.
Вместе с тем, по оценкам Научно-исследовательского института финансового права Национального университета государственной налоговой службы Украины, возможные потери бюджета от снижения ставок в нынешних условиях могли достичь 33 млрд грн. В этом случае правительству пришлось бы искать компенсаторы потерь.
А это породило бы большую неопределенность, нежели отсрочка введения норм Налогового кодекса. Тем более что бизнес пока не перестроил свои планы на случай смягчения ставок по НДС и налогу на прибыль.
О том, что правительство может воспользоваться отсрочкой, в конце октября после консультаций с бизнесом заявлял и министр доходов и сборов Александр Клименко. «Бизнес c пониманием относится к планам правительства отложить снижение ставок налога на прибыль и НДС», — заверил министр.
По словам почетного президента компании «Росава» Руслана Зозули, бизнес был готов к переносу введения норм НК на последующие периоды, так как дискуссии об этом велись уже довольно давно, и большинство компаний рассчитывали свои бюджеты без учета пониженных ставок НДС и налога на прибыль.
«Мы всегда рассчитываем бизнес-план по факту», — утверждает Зозуля.
По мнению Виталия Ваврищука, только крупный бизнес, работающий с иностранными инвесторами, мог при составлении долгосрочного бюджета учитывать эту норму НК.
«Возможно, по налогу на прибыль были какие‑то расчеты. Крупные компании, которые имеют стратегические планы, могли учитывать понижение ставки этого налога. Но этот фактор не является решающим», — говорит Ваврищук.
Отказ от налогового послабления — не единственная мера, которую правительство инициировало для стабилизации доходной части бюджета.
Как сообщил источник в Минфине, в правительстве уже подготовили целевую программу, в рамках которой предусмотрены жесткая ревизия налоговых льгот для бизнеса и закрытие офшорных возможностей для крупного бизнеса путем имплементации принятого в июле закона о трансфертном ценообразовании.
Напомним, что МВФ также рекомендовал правительству пересмотреть льготы для сельхозпроизводителей за счет реформирования фиксированного сельскохозяйственного налога и ввести НДС на лекарственные препараты.