В январе-сентябре 2013 года выпуск водки в Украине снизился на 17,8% (до 19,15 млн дал), сообщила вчера исполнительный директор ассоциации «Укрводка» Алина Шолохман. Падение показателей реализации продукции показали все крупные производители крепкого алкоголя.
Одна из причин снижения производства — простой украинского завода Nemiroff, вызванный конфликтом акционеров, который продолжается уже несколько лет. В результате за девять месяцев ДП «УВК „Nemiroff“» произвела на 27% меньше продукции. Впрочем, падение на 13% показал и лидер рынка НАТ (ТМ «Хлебный дар»), а также второй крупнейший производитель Global Spirits (ТМ «Хортиця»; -10%).
Коммерческий директор сети «Велика кишеня» Дмитрий Каширин связывает наблюдаемое уменьшение желания потребителей к приобретению водки общим снижением спроса на алкоголь. Впрочем, эксперт Украинского медицинского и мониторингового центра по алкоголю и наркотикам Минздрава Юрий Юдин говорит, что тенденции к снижению употребления алкоголя в Украине не наблюдается.
Украинцы стали больше экспериментировать с импортными напитками, которые были недоступны для них ранее, считает генеральный директор «Алкогольных традиций» Роман Вашколуп. «В первую очередь речь идет о вине и виски под private label розничных торговых сетей и недорогих торговых марок»,— поясняет господин Вашколуп. По его словам, некоторые ритейлеры на полке с водкой вплотную ставят виски стоимостью 57-63 грн за бутылку. «Для многих потребителей данная цена является приемлемой, поскольку ранее они не могли себе позволить эту продукцию, а сейчас — могут, пусть даже доложив разницу по отношению к бутылке хорошей водки»,— отметил господин Вашколуп.
Представители крупных торговых сетей, в числе которых «Фуршет» и «Сильпо», подтвердили, что наблюдают рост спроса на алкогольную продукцию под private label. «Водка по-прежнему остается напитком номер один у украинцев, на втором месте — дешевый виски»,— говорит Дмитрий Каширин.
По мнению генерального директора Global Spirits Сергея Величко, стагнация рынка водки неизбежна из-за прослеживающейся последние несколько лет тенденции к росту употребления других алкогольных напитков. «Однако наблюдаемое в Украине резкое падение рынка водки также связано с тем, что, начиная с весны, на рынке появились так называемые бальзамы и экстракты 40-градусной крепости. „Под видом этих “целебных напитков», по сути, реализуется водка без уплаты акцизов по сниженной цене",— считает он.
Речь идет о продукции Золотоношского ликеро-водочного завода «Златогор» и некоторых менее крупных предприятий, говорит народный депутат Николай Томенко («Батькивщина»), который уже обратился в Генпрокуратуру с требованием разобраться в ситуации. «Продажа настоек торговой марки „Целебный“ с содержанием спирта 35% производится в аптеках, киосках „Укрпочты“ и супермаркетах. А после того, как Минздрав признал, что настойки, содержащие 35% спирта, не являются алкогольным напитком, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания разрешил рекламу данной торговой марки»,— сказал он. В то же время на Золотоношском ЛВЗ уверяют, что их напиток рассчитан на употребление после консультации с врачом.
Следует отметить, что поставки водки упали не только на внутреннем рынке, но и на внешнем. По данным «Укрводки», в январе-сентябре экспорт обвалился на 23% (до 3,06 млн дал). Во многом это связано c обострившимися отношениями между Украиной и Россией — крупнейшим экспортным рынком сбыта украинской водки. Напомним, начиная с середины августа, Федеральная таможенная служба России усилила проверки продукции всех украинских производителей. Для многих экспортеров алкоголя растаможивание не только затянулось на несколько недель, но также привело к дополнительным затратам на внесение обеспечительных платежей, которые потребовала российская сторона. Правда, сейчас крупнейшие игроки рынка утверждают, что не испытывают каких-либо трудностей с поставкой украинской водки на территорию России.