В пятницу в Брюсселе в рамках заседания Совета Евросоюза министр энергетики и угольной промышленности Эдуард Ставицкий от имени Кабмина парафировал трехстороннюю декларацию об участии Украины в реализации проекта Адриатического газового коридора (АГК). Декларация была подписана с правительствами Хорватии и Венгрии. Господин Ставицкий пояснил, что участие в АГК подразумевает покупку сжиженного газа, его перевалку на строящемся LNG-терминале на острове Крк в Хорватии и доставку через газопроводную систему Хорватии и Венгрии до границы с Украиной. Как рассказал источник в Минэнерго, по этому маршруту в Украину можно будет поставлять 5-6 млрд кубометров газа в год.
По словам присутствовавшего на подписании еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера, все необходимые договоры между газотранспортными компаниями трех стран будут подписаны уже в ближайшее время. Заместитель министра иностранных дел Хорватии Йошко Клисович в свою очередь заявил, что новый газовый коридор позволит повысить безопасность энергопоставок в регионе. Особенно это важно в свете газового противостояния Украины и России — в Европе все еще помнят холодные батареи во время газовой войны 2009 года.
Строительство терминала по перевалке сжиженного газа на острове Крк стоимостью $800 млн планируется завершить к 2017 году. Его максимальная мощность составит 15 млрд кубометров газа в год. Проект реализует компания Adria LNG, 39,17% которой принадлежит немецкой E.ON Ruhrgas, 32,48% — австрийской OMV, 27,35% — французской Total и 1% — компании Geoplin.
Это не первая попытка Украины добиться диверсификации поставок топлива за счет сжиженного газа. Ранее заявлялось о планах принять участие в строительстве терминалов в Турции и Польше. Планировалось построить и собственный LNG-терминал в городе Южный (Одесская область) мощностью 10 млрд кубометров в год. С последним проектом связан громкий скандал, произошедший в прошлом году. В конце ноября премьер-министр Николай Азаров в торжественной обстановке подписал соглашение о создании консорциума для строительства LNG-терминала якобы с представителями испанской Gas Natural Fenosa. Но уже на следующий день в компании заявили, что соглашения не заключали и не намерены вкладывать средства в этот проект. Fenosa подала в Высший суд Испании жалобу на некого Джорди Бонвехи, который от имени компании подписывал договор, и обвинила его в мошенничестве и подделке документов.
Член комитета Верховной рады по ТЭК Игорь Васюник отмечает, что подписание соглашения об участии в АГК связано с тем, что Украина ищет дополнительные возможности по диверсификации поставок газа в связи с проблемами, возникшими в переговорах о его реэкспорте из Словакии. Словацкий маршрут позволил бы нарастить поставки на 80 млн кубометров газа в день — до 30 млрд кубометров в год, но на данный момент разрешение на реэкспорт не получено. Словакия не может выдать его без согласия «Газпрома», а тот в свою очередь блокирует поставки в Украину. ««Газпром» обязался прокачать через территорию Словакии около триллиона кубометров газа в 2008-2028 на условиях ship-or-pay и пообещал стране скидку на газ, таким образом надолго сделав словацкие власти зависимыми от его позиции»,— констатирует старший аналитик ИК Dragon Capital Денис Саква.
Гендиректор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечает, что даже если Украина доставит газ из Хорватии до границы с Венгрией, ей все равно придется расширять существующие мощности по реэкспорту и строить соединительные газопроводы — интерконнекторы. Более того, если построить новый короткий газопровод из Словакии и закольцевать действующие магистрали, то можно начать реэкспорт газа из этой страны в еще большем объеме, чем из Хорватии, говорит эксперт. «Если Украина хочет действительно добиться расширения поставок топлива из Европы, ей нужно инвестировать $100-120 млн в строительство двух интерконнекторов на венгерском и словацком направлениях. Решить проблему другим способом вряд ли удастся, тем более что „Укртрансгаз“ уже испытывал технические проблемы с реэкспортом газа»,— соглашается член комитета Верховной рады по ТЭК Сергей Пашинский. Так, с начала октября, когда температура в странах Европы резко понизилась, объем поставок газа из Украины в Польшу и Венгрию значительно вырос, в этих условиях фактически не осталось мощностей для реверса, и реэкспорт резко упал.