Вчерашнее заседание Кабинета министров Николай Азаров начал с подведения экономических итогов за январь-сентябрь текущего года. Выводы главы правительства оказались неутешительными — он отметил, что «стечение негативных факторов» привело к неудовлетворительным результатам работы экономики страны.

— Осложнения в торговле со странами Таможенного союза, остановка предприятий нефтехимической отрасли, негативное влияние неблагоприятных погодных условий — все это сопровождается разрушительным для целых отраслей нашей экономики влиянием самой высокой в Европе цены на газ,— сетовал премьер.

Он в очередной раз подчеркнул, что именно оппозиция виновата в «драконовских условиях» для украинской экономики.

Господин Азаров не жалел красок, описывая потери страны. Он назвал неудовлетворительной реализацию государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы. По словам премьера, за девять месяцев этого года только производство вагонов на Стахановском вагоностроительном заводе (СВЗ) сократилось на 40% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, что привело к уменьшению грузооборота железнодорожного транспорта на 8%.

Кроме того, в январе-сентябре производство тракторов сократилось на 30%, кредитование строительства — на 16%, а доходы общего фонда госбюджета увеличились только на 4% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, а не на 9%, как планировали в Кабмине.

Выступление премьера произвело впечатление на многих членов правительства. Встревоженный министр иностранных дел Леонид Кожара то снимал, то надевал очки и сокрушенно качал головой, министр инфраструктуры Владимир Козак при каждом упоминании о железнодорожном транспорте поправлял галстук. Будто не замечал слова Николая Азарова министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, который активно обменивался записками с главой Госслужбы по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства Михаилом Бродским. Тем временем министр социальной политики Наталия Королевская что-то искала в своем портфеле, а министр экономического развития и торговли Игорь Прасолов улыбался коллегам на противоположном конце стола, чем вызвал недовольство Николая Азарова.

— Спрос населения постепенно направляется на товары иностранного происхождения. Я хочу спросить у министра экономического развития: куда вы смотрите? — строго обратился глава правительства к господину Прасолову.

Министр поспешно повернулся к премьеру и перестал улыбаться.

— Вы управляете процессами или только наблюдаете? — продолжил господин Азаров.— Где ваши предложения по стимулированию торговли отечественными товарами?
Николай Азаров сделал паузу и перешел от критики к комплиментам в адрес госпожи Королевской, сообщив, что за девять месяцев этого года финансирование социальных выплат возросло на 12% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

— Гарантировано, что так будет и дальше: социальные расходы бюджета и выплата заработной платы, безусловно, будут финансироваться,— торжественно пообещал премьер, после чего поспешил поделиться планами правительства по увеличению темпов экономического роста.

Господин Азаров поручил «предметно проанализировать, что тормозит экономическое развитие», кардинально увеличить долгосрочное кредитование реального сектора экономики и составить «дорожные карты» по выводу из кризиса предприятий, «определяющих здоровье украинской экономики».

— Уже на следующей неделе я хочу увидеть план-график рассмотрения таких докладов. Каждое рассмотрение должно заканчиваться соответствующими решениями правительства. Если нужно, то и кадровыми решениями — если торможение развития происходит из-за чьего-то сопротивления или некомпетентности,— пригрозил премьер притихшим министрам.