Еще в середине августа этого года глава Минэнерго Эдуард Ставицкий заявил, что государственный оператор нефтепроводов «Укртранснафта» провела серьезную работу с Россией, Казахстаном, Венгрией и Чехией, которая позволит значительно увеличить транзит нефти.

Вчера председатель правления «Укртранснафты» Александр Лазорко заявил, что в результате этих усилий транзит нефти по территории Украины в страны Европы в 2013 году увеличится на 6,8% (на 1 млн т) по сравнению с 2012 годом — до 15,6 млн т. По оценкам директора консалтинговой компании «А95» Сергея Куюна, это увеличит ежегодный доход госоператора всего на 4%, приблизительно $15 млн.

Господин Лазорко пояснил, что рост стал возможен за счет транспортировки дополнительных объемов российской нефти на НПЗ в Кралупах и Литвинове (Чехия), которые в последние два года прокачивались не через Украину, а морским путем через порт в Новороссийске. По его словам, в 2014 году объемы транзита нефти через Украину не уменьшатся. А запуск в 2014 году Лисичанского НПЗ и переход Одесского НПЗ на трубопроводные поставки нефти позволит значительно увеличить объемы внутренней прокачки, считает глава «Укртранснафты».

Объем транспортировки нефти по территории Украины начиная с 2007 года упал в 2,9 раза.

«Мы достигли дна в этом падении, как из-за проблем у НПЗ, так и из-за совершенно бессмысленной остановки нефтепровода Одесса—Броды»,— говорит господин Куюн.

Напомним, нефтепровод Одесса—Броды до 2010 года работал в реверсном режиме, поставляя российскую нефть на Одесский НПЗ. Сейчас нефтепровод простаивает, и в Минэнерго надеются на его достройку до Польши, что исключает реверсные поставки.

Остаются под вопросом и планы по увеличению прокачки нефти в 2014 году. Как рассказал вчера источник в российской «Транснефти», компания готова поставлять нефть на Одесский НПЗ по маршруту Броды—Одесса, однако украинская сторона настаивает на поставках по Приднепровским магистральным нефтепроводам. «Этот маршрут проходит через Кременчугский НПЗ, и мы бы не хотели, чтобы часть нефти, предназначенная для Одесского НПЗ, была перенаправлена туда»,— заявил собеседник «Ъ». В 2007 году оперативный контроль «Укртатнафтой», акционерами которой являлись «Татнефть» и правительство Республики Татарстан, получила группа «Приват», которой в последствии удалось получить и акционерный контроль над предприятием.

По словам аналитика консалтинговой компании Upeco Александра Сиренко, возобновление работы Лисичанского НПЗ зависит от того, будут ли выполнены обещания украинских властей включить нефтепереработку в число приоритетных отраслей, предоставив нулевую ставку налога на прибыль до 2017 года и 8% — до 2022 года, как обещали ранее. А также от того, будет ли решен вопрос об отмене ввозной пошлины для импортных нефтепродуктов.