На Стахановском вагоностроительном заводе (СВЗ) Константина Жеваго под временное сокращение попала треть сотрудников — около 1,5 тыс. человек, сообщил вчера председатель набсовета предприятия Эдуард Мисевра. Таким образом, по его словам, до конца 2013 года на заводе останутся работать не более 3 тыс. человек. «По сути, единственной причиной тому является экономическая ситуация в вагоностроительной отрасли СНГ в целом»,— пояснил он.
Стахановский вагоностроительный завод — не первое предприятие отрасли, которое объявило о массовых сокращениях сотрудников. Как заявил председатель правления Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ) Евгений Хворост, до конца года будут уволены 500 человек (на конец 2012 года штат предприятия насчитывал 8,45 тыс. работников). Основной причиной такого решения он назвал применение Россией протекционистских мер в отношении продукции украинского вагоностроения, что привело практически к полному закрытию российского рынка.
Напомним, в сентябре федеральное бюджетное учреждение «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» приостановило действие 13 сертификатов на грузовые вагоны КВСЗ. Речь идет о сертификатах на полувагоны, вагоны для цемента, зерна, глинозема и алюминия, для сыпучих грузов, вагоны-платформы. Помимо этого, в августе федеральная служба по надзору в сфере транспорта России (Ространснадзор) запретила эксплуатацию 292 полувагонов производства КВСЗ. Это случилось после того, как в Приволжье произошла авария грузового поезда из-за излома боковой рамы.
Обострение украинско-российских отношений испытали на себе и предприятия других отраслей. Так, в июле Роспотребнадзор ввел запрет на поставки в Россию продукции крупнейшего в Украине производителя кондитерских изделий — корпорации Roshen. Кроме того, с середины августа федеральная таможенная служба России стала подвергать усиленной проверке продукцию всех украинских производителей.
СВЗ и КВСЗ порядка 80% грузовых вагонов поставляют на экспорт, преимущественно в Россию. Падение спроса на эту продукцию с III квартала прошлого года привело к тому, что за девять месяцев 2013 года СВЗ сократил производство почти на 40% и более чем на 50% в III квартале. «КВСЗ, в отличие от СВЗ, производит также пассажирские вагоны, поэтому, когда в сентябре выпуск грузовых вагонов упал в 1,8 раза по сравнению с августом, производство пассажирских вагонов выросло в 2,5 раза. Так что КВСЗ благодаря диверсификации производства легче справляться с проблемами в сегменте грузовых вагонов»,— отмечает аналитик ИГ «АРТ-Капитал» Алексей Андрейченко. По его словам, в I полугодии СВЗ удавалось частично компенсировать падение выпуска полувагонов за счет производства других видов продукции, в частности хопперов. «Но в III квартале выпуск хопперов также сократился больше чем в 6 раз по сравнению со II кварталом из-за того, что данный рынок не такой емкий, как рынок полувагонов»,— пояснил господин Андрейченко.
Улучшение ситуации для украинских вагоностроителей во многом будет зависеть от темпов роста экономик стран СНГ, главным образом России, говорит управляющий директор ИК Dragon Capital Андрей Беспятов. Однако, по его мнению, в ближайший год доля украинских производителей в СНГ, скорее всего, будет снижаться. «За последние несколько лет она уже упала с порядка 45% до примерно 30%»,— отмечает он.
Помочь украинским производителям вагонов может «Укрзализныця», если она разместит крупный заказ на грузовые вагоны, считает Алексей Андрейченко. ««Укрзализныця» остро нуждается в пополнении своего парка полувагонов, однако не может выделять значительные средства на их покупку из-за тяжелого финансового состояния»,— отметил он. Господин Андрейченко напоминает, что ранее «Укрзализныця» договорилась с «Премьер Лизингом» о финансовом лизинге порядка 5 тыс. полувагонов в 2013 году, производство которых могло бы полностью загрузить СВЗ.
Вчера стоимость СВЗ на «Украинской бирже» по цене последней сделки упала на 9,09%, в целом с начала года компания подешевела на 30,6%. Акции КВСЗ подешевели всего на 1,75% и 10,5% соответственно.