На подъеме

Рост популярности факторинга обусловлен постоянным увеличением объемов торговых сделок с отсрочкой платежа, предприятия нуждаются в оборотных средствах. Факторинг же служит дополнительным, а нередко и основным,  эффективным беззалоговым источником ресурсов.

«На сегодня популярность продукта не так велика, как ее потенциал — многие клиенты предпочитают пользоваться уже проверенными инструментами пополнения оборотных средств — различными видами кредитования. Зато предприятия, которые проверили в работе эффективность факторинга — пользуются этой услугой этой услугой в полном объеме», — отмечает и.о. зам. начальника отдела кредитования предприятий промышленности и сферы услуг кредитного департамента АБ «Пивденный» Марина Касатова.

Самым распространенным видом  данного финансирования в Украине является регрессный факторинг. На его долю приходится порядка 95% всех факторинговых операций. Факторинг с регрессом дает фактору право требования обратного выкупа дебиторской задолженности клиентом по истечению отсрочки платежа, указанной в договоре поставки между клиентом и дебитором, что в свою очередь уменьшает риски финансовой компании в отношении погашения задолженности.

Чаще всего бизнес использует услугу факторинга, когда предприятие выходит на новые рынки, выводит новый продукт и намерено наращивать объемы продаж, но при этом не обладает достаточными финансовыми возможностями. В таком случае для увеличения сбыта бизнесу не обойтись без предоставления своим клиентам товарного кредита. Как правило, факторингом пользуются предприятия-производители и предприятия, специализирующиеся на оптовой торговле.

«Бизнес использует факторинг, когда количество договоров выросло настолько, что намного проще и дешевле отдать их на аутсорсинг, получив взамен «живые» деньги уже сегодня», — рассказывает директор по корпоративному бизнесу банка «Надра» Татьяна Кононова.

Также факторинг является способом сокращения кассовых разрывов между отгрузкой и оплатой товара. Потому этот вид финансирования оптимален для компаний, занимающихся производством и оптовой торговлей.

В будущем число заявок  на эту услугу будет расти, так как основные ее потребители- предприятия торговли, а этот сегмент активно развивается. Кроме того, банки и факторинговые компании могут предлагать и дополнительные услуги, например, совместную с клиентом систему документооборота, а также различные виды факторинга, которые на сегодняшний день слабо представлены в Украине.

На каких условиях

Стоимость услуг факторинга состоит, как правило, из стоимости ресурсов банка и различных комиссий, вследствие чего эффективная ставка достигает 20-22% годовых в банках, и на уровне 22-25% годовых в факторинговых компаниях. В основном стоимость таких услуг вирируется, но цена всегда будет индивидуальна. Высокая цена этого финансирования объясняется сложностью учета продукта внутри банка или факторинговой компании.

Сроки финансирования разнообразны и в среднем составляют 30-90 дней. Чаще всего это краткосрочное финансирование (как правило — в рамках жизненного цикла договора поставки) — до 120 дней у банков, и более лояльные — у факторинговых компаний.

Факторингом могут воспользоваться малые, средние и крупные предприятия-поставщики, дистрибьюторы и производители продуктов питания, бытовой химии, электротоваров, продуктов легкой промышленности, услуг и т.д., которые предоставляют своим клиентам (предприятиям) товар или услуги с отсрочкой платежа.

Основные требования к бизнесу — положительная кредитная история и прибыльность бизнеса. Также необходимыми условиями для получения факторинга является ведение деятельности на протяжении не менее 6 месяцев, наличие  действующих контрактов на поставки с отсрочкой платежа.

В чем выгода

«Используя факторинг, компания превращает дебиторскую задолженность в свободные оборотные денежные средства, увеличивает объемы продаж и, соответственно, прибыль. А с улучшением ликвидности появляется возможность получения скидок у своих поставщиков»,- отмечает Дмитрий Гусев, директор факторинговой компании «Факторинг Финанс».

Ключевое преимущество факторинга — это простота и скорость принятия решения, а также отсутствие необходимости предоставлять залог. Также среди преимуществ факторинга следует отметить возможность финансирования оборотного капитала без обеспечения, и превращение дебиторской задолженности в «живые» деньги — до 95% процентов от суммы поставки.

«Данный вид финансирования предоставляется в большинстве случаев на бланковой основе, что делает его максимально привлекательным для бизнеса и часто используемым», — резюмирует ведущий экономист отдела факторинговых операций «Аккордбанк», Марьяна Шкурупий.

Также при таком финансировании снижаются риски неоплаты поставки покупателем. В случае применения факторинга фактор следит за тем, чтобы дебитор заплатил по истечению отсрочки  платежа, как и зафиксировано в контракте, высылает уведомления о переуступке платежа в пользу факториновой компании.

А точно зная объем и дату средств, которые поступят на счет от фактора, предприятие может более четко планировать денежные потоки. Знание объема оборотного капитала в свою очередь позволяет предприятию торговаться с поставщиками и получать дополнительные скидки, больший объем поставки, более широкий ассортимент товара или сырья.

Что предлагают банки по услуге факторинга 

Название банка

Размер авансового платежа, %

Комиссии, %

% ставка, годовых

Максимальный срок, дней

Наличие залога

Аккорд

 95

от 0,5

индивидуально

120

без обеспечения, с регрессом

ВБР

90

5, 04 от транша (при максимальном сроке 90 дней)

5,2

90

двойное покрытие

Надра

максимум 10 тыс. грн/день

70 грн

индивидуально

120

двойное покрытие

Пивденный

90

Единоразовая —  0,1 +при каждом авансе 0,1

21

120

-

Банк «Финансы и кредит»

90

единоразовая  - 2

19-23

120

-

Хрещатик

100

20

-

60

двойное покрытие

Райффайзен Банка Аваль

80

индивидуально

от 12-25

90

индивидуально

Данные: колл-центры банков

Автор: Татьяна Кривенко