Вчера страховая компания (СК) «PZU Украина» подключила к полису выезжающих за рубеж дополнительную опцию: страхование от невыдачи визы. При сохранении стоимости полиса в случае отказа в выдаче визы компания компенсирует расходы клиента на консульский и сервисный сборы.
Пока опция распространяется только на польские визовые центры, но через несколько месяцев она будет расширена на все страны с визовым режимом. «Процент отказов в визовых центрах невысокий, поэтому мы не ожидаем всплеска убыточности. Но с точки зрения отдельного человека эти расходы достаточно существенны, поэтому компания берет на себя обязательства компенсировать консульский и сервисный сборы в случае отказа в визе по любой причине»,— рассказала менеджер управления личного страхования СК «PZU Украина» Ольга Сидорук. Согласно данным Министерства иностранных дел, средний по рынку уровень визовых отказов в 2012 году составил 2,03%, а годом ранее — 3,11%. В польском посольстве он ниже — 1,7% и 2,72% соответственно.
Подобные услуги в стране пока предлагают лишь несколько СК. «Страховой платеж по такой опции составляет 5% от стоимости поездки. При наступлении страхового случая клиенту возвращаются документально подтвержденные расходы, связанные с вынужденным отказом от поездки, в пределах лимитов, установленных страховой компанией»,— отметил начальник отдела по работе с туристическими операторами СК «ИНГО Украина» Андрей Желябов. Такая же схема действует и в СК «Провидна». А в СК «Европейское туристическое страхование» покрытие такого риска предусмотрено программой страхования от невыезда. «Туристы могут компенсировать убытки из-за сорвавшейся поездки не только по причине отказа в визе, но и по причине задержки выдачи визы консульством, что часто случается в последнее время из-за большой загруженности консульских учреждений в высокий сезон»,— пояснил первый заместитель предправления «Европейского туристического страхования» Андрей Николаев. Стоимость услуги — от 1% до 3% страховой суммы.
Большинство же из опрошенных «Ъ» страховщиков такую услугу не планируют. «Все отказы имеют логическое объяснение: они могут быть вызваны либо неправильно заполненными документами, либо информацией о нарушениях во время предыдущих поездок»,— сказал руководитель направления туристического страхования СК «Уника» Павел Каракай. По словам директора департамента личного страхования СК «AXA Страхование» Сергея Срибного, компания готова включить такую опцию в полис только при появлении спроса, при этом действовать она будет для всех клиентов. «Иначе опцию от невыдачи виз выберут только те клиенты, которые чувствуют проблемные вопросы в поданных документах»,— заявил господин Срибный.