Пошлины на большинство товаров, продающихся через Атлантический океан, уже низкие, поэтому главное потенциальное достижение любого соглашения между ЕС и США будет состоять в снижении регулятивных и других, не связанных с таможенными тарифами, барьеров.
По этой причине, как говорят официальные лица по обе стороны океана, переговоры по поводу «Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства» (Transatlantic Trade and Investment Partnership, TTIP), вероятно, будут очень непростыми.
Однако таким же сложным может быть преодоление сопротивления этому договору со стороны объединений по защите прав потребителей и окружающей среды, которые начали мобилизоваться, как только летом стартовали переговоры.
Чтобы добиться перенесения первого раунда переговоров, который должен был пройти в Брюсселе, экологическая организация «Друзья Земли» планировала приветствовать участников переговоров трехметровым «троянским конем», символизирующим предполагаемое соглашение.
По словам активистов объединения, из коня они планировали выгружать «токсичное содержимое» — «генетически модифицированные организмы, пропитанный нефтью песок, опасные химикаты и накачанные гормонами продукты питания».
Однако тревога по поводу потенциального влияния торгового соглашения, заключенного ЕС, также исходит от ключевых европейских компаний.
«Мы как организация защиты прав потребителей не против TTIP», — говорит Моник Гойен, генеральный директор Европейского бюро обществ по защите прав потребителей, представляющего около 40 таких обществ из разных государств Европы.
Однако она добавляет: «Я действительно не вижу для американских компаний интереса в присоединении к этому соглашению, если оно не предполагает снижения некоторых (европейских) стандартов». Это, по ее мнению, может в некоторых случаях подвергнуть опасности здоровье европейских потребителей.
Гойен ссылается, в частности, на опасения по поводу безопасности пищевых продуктов. Наряду с этим она говорит об угрозе для европейских производителей: торговое соглашение между ЕС и США откроет двери для более дешевых американских продуктов, производимых в соответствии с, по ее определению, более низкими регулятивными стандартами (американские должностные лица оспаривают это обвинение).
В связи с правовой и технической сложностью торговой политики широкая общественность обычно плохо в ней разбирается. Однако риски, связанные с провалом информирования общественности, огромны. Это хорошо иллюстрирует паника, вызванная в 1992 г. прогнозом Росса Перо о том, что Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement, NAFTA) «высосет» рабочие места из США.
Чиновники учитывали этот эпизод, когда формулировали название для соглашения между ЕС и США.
«Это очень серьезная причина того, что мы не назвали готовящееся соглашение «TAFTA», — говорит посол ЕС в Вашингтоне Жоао Вале де Альмейда.
Еврокомиссия временно переключила штат своей группы, занимавшейся вопросами торговли, на контроль за коммуникацией в связи с соглашением, запустила сайт TTIP для информирования граждан об этой инициативе и обсудила проведение совместных мероприятий для общественности с американскими коллегами. Выступая на прошлой неделе, европейский комиссар по торговле Карел де Гюхт настаивал, что «никакие договоренности в рамках этого соглашения не понизят стандарты защиты [в Европе]».
Бизнес-объединения также присоединились к спору. «Мы считаем, что действительно значительную добавленную стоимость этому соглашению может придать снижение регулятивных барьеров», — говорит Элеонора Кателла, эксперт по TTIP в BusinessEurope, крупнейшем лоббисте интересов бизнеса в Европе.
Однако она добавляет: «Мы не хотим снижать наши стандарты. Мы не хотим отменять регулирование. Это не то, что мы хотим здесь обсуждать».
По другую сторону Атлантики переговоры по поводу TTIP еще не встретили такого же энергичного сопротивления. Частично потому, что силы, противостоящие торговле, сейчас сосредоточили свое внимание на соглашении стран Тихоокеанского бассейна, которое США должны заключить раньше.
Впрочем, наблюдается также другая динамика. Что необычно, некоторые руководители профсоюзов, обыкновенно критикующие торговые переговоры, рассматривают TTIP как возможность повысить стандарты в США и с завистью отзываются о регулировании в трудовой сфере и сфере защиты окружающей среды в Европе.
Однако проблема коммуникации в Европе удручает. Непросто объяснить европейской общественности суть еще не существующего соглашения, очертания которого до сих пор не определены и выгоды которого могут быть не такими уж ощутимыми.
TTIP было представлено общественности в широких геостратегических терминах. Однако его базовыми деталями может в конечном счете стать ряд узкоспециализированных, тщательно проработанных регуляторными органами химической, автомобильной и других отраслей соглашений, которые облегчат трансатлантическую торговлю для промышленности, однако в остальном будут представлять для широкой общественности незначительный интерес.
Напротив, бить тревогу по поводу ослабления регулирования или возможности появления генетически модифицированных пищевых продуктов в европейских продуктовых магазинах гораздо эффектнее. По словам одного дипломата, «нагнетать страхи всегда легче».