Общественный совет при Министерстве социальной политики предложил министру Наталии Королевской поддержать отмену начисления единого социального взноса (ЕСВ) на платежи по страхованию жизни. Еще в апреле 2011 года расходы работодателя на закупку услуг по страхованию жизни стали относиться к фонду заработной платы, в результате чего на них стали начислять ЕСВ в размере 36,8-40,3%. Однако первая законодательная инициатива по отмене этой нормы появилась только спустя два года.

В законе «Об оплате труда» предложено исключить из структуры заработной платы взносы работодателей по договорам личного страхования, дополнив ст. 2 новой частью: «К зарплате не могут быть отнесены расходы работодателя на закупку страховых услуг для наемных работников у страховщиков независимо от права их собственности». Аналогичные изменения предложено внести в постановление Кабмина N1170/2010 «Об утверждении перечня видов выплат, осуществляемых за счет средств работодателей, на которые не начисляется единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование». Этот список дополнят платежами по договорам личного страхования, предметом которых являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением сотрудников и членов их семей. В связи с этим будет изменен и статистический учет размера зарплаты Госстатом. «Невключение в фонд заработной платы страховых взносов сотрудников полностью соответствует мировой практике»,— говорит генеральный директор Украинской федерации страхования (УФС) Галина Третьякова.

Отмену ЕСВ участники страхового рынка лоббируют уже больше года. В апреле народный депутат Виталий Барвиненко предложил исключить страховые платежи из фонда заработной платы, чтобы не начислять на них единый социальный взнос. Его законопроект N2822 не рассматривался даже в первом чтении: в главном научно-экспертном управлении решили, что поскольку в структуру зарплаты не входят страховые взносы предприятий в пользу сотрудников (ст. 2 закона «Об оплате труда»), нет необходимости в изменениях. Однако в Пенсионном фонде, который до 1 октября администрировал ЕСВ, ссылались на инструкцию по статистике заработной платы, где страховые платежи все-таки были включены в фонд зарплаты.

Чтобы решить правовую коллизию, участники страхового рынка предлагали работодателям, которые страховали своих сотрудников, в судебном порядке добиться возвращения начисленного с 1 апреля 2011 года ЕСВ. Но желающих не нашлось. «Компании боятся ввязываться в судебные разборки с государством»,— отметил руководитель одной из лайфовых СК. «Сейчас администрированием ЕСВ занимается Министерство доходов и сборов, мы еще месяц назад отправили им запрос, но ответа не получили»,— уточнила Галина Третьякова.

В УФС подсчитали, что в 2012 году премии по корпоративным долгосрочным договорам страхования жизни снизились с 289 млн грн до 140,4 млн грн. В 2013 году тенденция сохранилась. «Объемы корпоративного накопительного страхования жизни в PZU снизились: в последнее время у нас практически нет новых договоров такого типа, потому что работодатели не готовы оплачивать, кроме страховых премий, еще и высокий налог на них»,— говорит директор операционного управления «PZU Украина Страхование жизни» Марина Наумова. «Сейчас и так далеко не все работодатели готовы предоставлять клиентам бонусы в виде накопительного страхования. А если не принять изменения в закон, тогда перспектив в этом сегменте нет никаких»,— уверен заместитель председателя правления «Оранта-Жизнь» Рустем Галиев. По подсчетам УФС, в 2011 году размер ЕСВ на премии составил 116,5 млн грн, а в 2012 году — 56,6 млн грн. «Если ситуация не изменится, то к 2015 году размер перечисленного ЕСВ снизится до нуля»,— отмечает госпожа Третьякова.

Чтобы сохранить объемы бизнеса, страховым компаниям приходится предлагать клиентам альтернативные продукты. «Нам удается удерживать объемы корпоративного лайфа за счет предложения работодателям рисковых программ страхования, а также за счет заключения так называемых коллективных договоров, когда оплата страховых взносов осуществляется по согласию трудового коллектива из заработной платы сотрудников. Мы рассчитываем, что до конца года сможем показать положительную динамику на уровне 15%»,— говорит Марина Наумова.