«Новая страна — это профессиональный вызов для менеджера. Незнакомые обычаи и нравы, чужой язык и культура, отличающееся законодательство и регулирование — все это существенно усложняет выполнение, казалось бы, привычных функций», — отмечает консультант компании Amrop Виктор Яковенко.
Выбираем страну или карьеру
Есть государства, работать в которых престижно, поскольку рыночная стоимость менеджера после возвращения в Украину вырастает в разы. По мнению руководителя промышленного звена компании Hudson Константина Ткаченко, наиболее перспективны с этой точки зрения Россия, США и Великобритания.
«Переезд в Россию позволяет поработать с задачами значительно большего масштаба и в более активной бизнес-среде. США, Великобритания — это мировые центры экономики, работа в которых предоставляет большие возможности и ценные бизнес-контакты», — подтверждает эксперт.
Как ни заманчиво поработать в Европе, именно менеджеру сделать это непросто, поскольку, в отличие от программистов и неквалифицированного персонала, спроса на украинских управленцев за границей нет.
Виктор Яковенко уверен, что в Западной Европе уровень подготовки менеджеров довольно высок, рынок растет медленно и новые карьерные возможности появляются редко.
Директор Managing Partner в SM Consulting Сергей Марченко отмечает единичные случаи линейного продвижения по службе в транснациональных компаниях, когда специалист из украинского офиса получает позицию в европейском или североамериканском филиале.
По словам экспертов, наиболее часто меняют «дислокацию» топ-менеджеры компаний FMCG — они отправляются в Европу и страны СНГ, тогда как США, Канада, Латинская Америка остаются для украинцев практически недоступными.
Виктор Яковенко рекомендует переводиться даже на менее важную позицию. Например, менять должность национального менеджера в Украине на должность регионального в России. Эксперт считает, что наши соотечественники наиболее востребованы в России благодаря общему языку и низкой зарплате.
Украинских менеджеров хорошо принимают также Казахстан, Беларусь, Молдова и страны Кавказа. Там они могут сразу рассчитывать на карьерное повышение. Ближний Восток и Африка ценят всех наших специалистов, но особенно инженеров, врачей и программистов.
Киев — Москва
Итак, для украинских специалистов самой привлекательной точкой трудовой миграции остается Россия.
«В Москве я оказался, когда резко ощутил, что украинский рынок интернет-маркетинга находится в плачевном состоянии и очень медленно развивается. Результатом моего переезда стала работа в московском рекламном агентстве Affect, — вспоминает бывший киевлянин Николай Связной. — Здесь я не только нашел себя (переквалифицировавшись в директора по развитию), но и приобрел друзей без помощи Дейла Карнеги».
Зарплаты в российской столице на аналогичные позиции выше на 50‑100 %, чем в украинской.
«Смена Киева на Москву чревата хорошими финансовыми последствиями. Когда ты переезжаешь в другой город, начинаешь ответственнее относиться к жизни. Задумываешься о том, что будет дальше, начинаешь мыслить накоплениями, критически относишься к тратам. Аренда квартиры, работа в другом (не чужом) городе закаляет, — уверен Николай Связной. — Здесь главное — не погрязнуть в стиле жизни мегаполиса: бесконечных походах по ресторанам, покупке дорогого алкоголя и необязательных вещей для интерьера».
Директор студии ландшафтного дизайна Татьяна Сасина переехала в Москву из Запорожья примерно десять лет назад. Тогда услуги ее компании пользовались огромным спросом, доходы быстро росли, но финансовый кризис и перенасыщение рынка расставили свои акценты. Тем не менее возвращаться в Украину она не планирует.
Back to USSR
Наиболее гостеприимны к украинским эмигрантам бывшие «союзники». Отправляясь в более далекие страны, большинство трудовых мигрантов сталкиваются с вопросами адаптации и не всегда остаются рады своему переезду. Из‑за пострецессионных тенденций все государства ввели определенные законодательные ограничения и квотирование для мигрантов, далеко не все открывают визы семье работающих.
В странах Юго-Восточной Азии и Африки украинцам сложнее адаптироваться из‑за непривычного климата, культуры и разницы в менталитете. В исламских государствах эмигранты непременно столкнутся с проявлениями дискриминации.
«В Дубае распространен расизм, наши специалисты не ценятся, при одинаковых качествах предпочтут взять на работу британца или немца. А если и возьмут на работу «русского», будут платить вдвое меньше. Славян здесь не жалуют», — рассказывает бывшая украинка, директор бизнес-консалтинговой компании Marbag Consulting Ирина Фриаф. По ее мнению, в Эмиратах хорошо пожить, заработать денег и уехать, но это не место, чтобы состариться.
На Западе молодые и перспективные украинские специалисты, особенно топы, сталкиваются с возрастной дискриминацией.
«Наши менеджеры гораздо быстрее (по возрасту) строят свою карьеру. Поэтому когда управленец, еще не достигший 40, переезжает в чужую страну, определенные усилия ему приходится тратить на преодоление «возрастного ментального ценза», поскольку его коллеги, как правило, к его годам имеют менее выдающиеся карьеры», — отмечает Ольга Крупская, директор по СНГ британской консалтинговой компании Recruitment International.
Если в Украине в международных банках заместитель председателя правления может быть моложе 30 лет, то в Европе на такую должность претендуют люди после 45‑50.
Еще одна неожиданность для многих соотечественников, переезжающих за рубеж, — это западное отношение к работе: каждая минута регламентирована, расписана в инструкциях и контролируема. Это ощущается даже в некогда колониальной Австралии.
«По программам трудовой миграции из Украины приехали много специалистов, особенно в сфере IT, и большинство сейчас безработные, живут на пособия, — отметила эколог Александра Важненко из Мельбурна. — Наши люди по сравнению с местными, а тем более с выходцами из Азии — настоящими трудоголиками неконкурентоспособны, не умеют и не любят работать. Поэтому украинцев и русских на работу практически не приглашают».
В каждой стране особенности корпоративной культуры различаются, но всем переселенцам советуют помнить о высокой конкуренции, быть активными и верить в себя.