Как сообщили в пресс — службе Госрыбагентства Украины, этот документ должен уладить целый ряд правовых шероховатостей, уже несколько лет наносят немало хлопот населению, живет и работает на территории объектов ПЗФ и рыбной отрасли в целом.
После выхода статьи 9-1 Закона Украины «О природно — заповедном фонде Украины» из-за разногласий, возникших с другими нормативными документами, украинские рыбаки ежегодно не ловят значительное количество рыбы. В частности, в течение прошлого и позапрошлого годов на Азовском и Черном морях потери по отлову составляли соответственно 20 тыс. тонн.
Аналогичная ситуация сложилась и в Дунайском биосферном заповеднике, где в результате указанной правовой коллизии значительно упали уловы дунайской сельди, что привело к росту социального напряжения среди местного населения, в большинстве являются потомственными рыбаками.
К тому же в ст 9-1 в существующей редакции требует установления лимита на использование природных ресурсов только в пределах объекта ПЗФ, т.е. части водоема, что приводит к практике двойного лимитирование.
Кроме этого в связи с особенностями жизнедеятельности водных биоресурсов ни в нашей стране, ни за рубежом не существует методик, какими бы четко можно было определить имеющееся количество рыбы на определенных участках водных объектов.
Действенной является лишь методика определения и утверждения лимитов и прогнозов допустимого вылова специального использования водных биоресурсов на весь водный объект, который на глубокой научной основе используется в рыбной отрасли.
Однако использование водных биоресурсов не сводится только к установлению лимитов и учета выловленной рыбы, необходимых для анализа состояния популяций промысловых видов рыб и, опять же, для разработки лимитов на будущий год нужно руководствоваться еще и базовыми Правилами рыболовства для того или иного бассейна, которые должны распространяться на территории объектов ПЗФ, и Режимами рыболовства (которые устанавливаются ежегодно и гибко и оперативно реагируют на изменение ситуации в рыболовном бассейне), контролировать наличие в рыболовных предприятиях лицензий, причалов, различных разрешительных документов и т. д. Эти меры опираются на многолетнюю базу данных, материальную базу и опыт работы, наработанные в рыбной отрасли еще с советских времен. Сейчас объективно невозможно привлечь такое количество специалистов в объекты ПЗФ, Департаменты экологии и природных ресурсов облгосадминистраций и структурные подразделения Минэкологии.
Вместе с тем, предложенные изменения в ст 9-1 предоставят, как Минэкологии, так и администрации ПЗФ ряд вполне достаточных рычагов для контроля за рыбным промыслом на территории объектов ПЗФ.
При этом будет снято социальное напряжение среди природопользователей, вызванную двойной системой лимитирования и получения разрешений на специальное использование водных биоресурсов.
Следовательно, извлечение из статьи 9-1 Закона Украины «О природно — заповедном фонде Украины» нормы по установлению лимитов на водные биоресурсы в пределах территорий и объектов природно — заповедного фонда является вполне обоснованным и не критично для сохранения природных комплексов и объектов в пределах территорий природно — заповедного фонда.