Не дождавшись поддержки депутатами идеи создания института финансового омбудсмена, в Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) решили самостоятельно реализовать эту инициативу. 26 сентября проект института финансового омбудсмена был утвержден советом НАБУ. За основу была взята немецкая модель такой структуры, которая учреждается и контролируется не государством, а общественными институтами.

Финансовый омбудсмен в ряде стран является инструментом объективного внесудебного разрешения споров между участниками финансового рынка — клиентами и банками. «Цель омбудсмена — быстро и качественно уладить спор и склонить стороны конфликта к примирению,— объяснил исполнительный директор НАБУ, председатель правления Укргазбанка Сергей Мамедов.— Практика других стран показывает, что решения омбудсмена выносятся в пользу банков и клиентов в приблизительной пропорции 50/50, поэтому в его объективности трудно усомниться». В НАБУ входят 94 банка из 178 учреждений, имеющих банковскую лицензию.

В НАБУ намерены оплачивать деятельность омбудсмена из взносов членов организации. Дополнительное финансирование будет поступать с оплаты за рассмотрение дел. При этом с физлиц, которые будут подавать заявления на рассмотрение, предполагается взымать небольшую сумму — 100 грн. Если банк проиграет дело, он выплатит оспариваемое возмещение и погасит затраты клиента.

Одним из ключевых принципов работы омбудсмена, по предложению НАБУ, станет прием заявок только от населения и лишь после окончания срока рассмотрения жалобы банком. Банки, которые согласятся подписать соглашение с омбудсменом, обязаны будут вовремя представлять ему документы, необходимые для рассмотрения дел, и выполнять его решения. Омбудсмен будет рассматривать дела только по небольшим суммам претензий — до 10 тыс. грн. Банки, на которые будет поступать большее количество жалоб, будут платить большие взносы на деятельность института. Срок рассмотрения дел планируется регламентировать 60 днями.

На должность омбудсмена в НАБУ предлагают кандидатов, имеющих юридическое образование, значительный опыт работы в судебной системе в качестве адвоката или судьи и не работавших в каком-либо банке последние пять лет. Назначенного омбудсменом на четыре-пять лет человека НАБУ не сможет уволить до конца каденции, даже если выносимые им решения не устраивают банки. Гарантией объективности омбудсмена должно стать четкое соответствие требованиям FIN-NET — созданной Европейской комиссией сети институтов, которые разрешают финансовые споры во внесудебном порядке, а со временем — полноценное членство в организации.

Сегодня во Всемирном банке состоится закрытое заседание участников финансового рынка, на котором будут рассмотрены варианты учреждения омбудсмена в Украине. Банкиры убеждены, что модель НАБУ будет принята за основу, и к концу года институт будет организован. Первый проект создания финансового омбудсмена в Украине появился при поддержке ООН в 2011 году.

Эксперты считают, что полномочия финансового омбудсмена могут быть расширены. «В моем понимании омбудсмен должен быть создан в первую очередь для решения конфликтных ситуаций между самими банками. То есть чтобы не выносить „сор из избы“ и не переходить в судебную плоскость, ведь появится площадка, которая будет помогать достигать компромисса. Этот институт сможет решать вопросы незаконного использования торговых марок и тому подобное,— полагает председатель правления Креди Агриколь Банка Евгения Чимерис.— Обращение физических лиц должно решать скорее моральные, а не имущественные проблемы, которые по идее и должны рассматриваться в судах».

При этом без внесения изменений в законодательство, описывающих полномочия омбудсмена, его решения могут перестать исполняться. «Вопрос в том, на какой правовой базе будет работать такой омбудсмен. Если его полномочия не закреплены законодательно, то его решения не будут иметь серьезной силы»,— подчеркнул председатель правления банка «Хрещатик» Дмитрий Гриджук.